Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Ромашка» г. Богородск Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи Подготовила учитель-логопед Данилова К.Д.
-
Все, окружающее нас, живет по законамритма. Ритм является символом организованности жизнедеятельности человека. Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Важно понимать, что развитие ритма влияет на развитие личности в целом.Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой.
-
Что же такое ритм? Ритм – это равномерное чередование каких – либо (звуковых, двигательных и т.п.) элементов. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно , ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи. Хорошее чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи. Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, так как у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.
-
Ежегодно отмечается увеличение детей с речевыми нарушениями. У данной категории детей есть различные нарушения. Ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в своей основе движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать наше тело. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика.
-
Нейроритмика способствует: улучшению разговорных навыков, развитию ритмики, формированию крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала. Нейроритмика включает в себя нейропсихологические игры и упражнения, позволяющие непринужденно, в игровой форме, эмоционально окрашено: учить ребенка развивать чувство ритма, чувствовать свое тело, развивать зрительно-моторную координацию, формировать зрительное и слуховое внимание, учиться последовательно выполнять поставленную педагогом инструкцию. Что же такое нейроритмика? Нейроритмика включается в различные виды деятельности детей: в развитие речи, музыкальные и физкультурные занятия, рисованию, аппликации, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр- драматизаций, на прогулке и т.д. Это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера
-
Примеры игр и упражнений: Представленные ниже игры упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие. Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физминутку. Нейроритмику можно проводить как с музыкальным, так и без музыкального сопровождения.
-
Упражнение «Разноцветные дорожки» Цель: развивать межполушарное взаимодействие, автоматизировать вызванные звуки, изолированно, в слогах, словах, произносить автоматизируемый звук в определенном ритме. Ребенку предлагается лист с разноцветными кружками-дорожками, просим ребенка выбрать цвет дорожки, по которой он хочет пройти, располагаем указательные пальцы обеих рук на выбранных дорожках и двигаемся вниз, можно вверх и произносим автоматизируемый звук, слог, слово.
-
«Нейролабиринты» Цель: развивать межполушарные взаимосвязи, автоматизировать вызванные звуки. Предлагаем ребенку листы с лабиринтами, просим расположить указательные пальцы обеих рук на дорожках, проводить пальцами по дорожкам, произносить автоматизируемый звук.
-
Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Цель: развивать слуховую и зрительную память синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания. Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно.
-
«Ритмические игры на стакане» Цель: развивать чувство ритма, умение слышать музыку, внимание, память, мелкую моторику рук, фантазию. Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также на занятиях, досугах и даже на прогулке с использованием стола. Начинать нужно с самых простых движений, затем постепенно усложнять. Например, хлопаем в ладоши, берем стакан правой рукой и отдаем соседу. Игра поводится с музыкальным сопровождением.
-
Речеваяигра«Здравствуйте,ладошки» Здравствуйте,ладошки! -хлоп,хлоп,хлоп!(хлопаютвладоши) Здравствуйте,ножки-топ,топ,топ!(топаютногами) Здравствуйте,щечки-плюх,плюх,плюх!(ладошкойхлопаютпощекам) Пухленькиещечки-плюх,плюх,плюх!(хлопаютпальчикамипощекам) Здравствуйте,губки -чмок,чмок,чмок!(поцелуйчики) Здравствуйте,зубки-чок,чок,чок!(стучатзубками) Здравствуйнашносик-пип,пип,пип!(нажимаютнаносик) Здравствуйтедетишки —всемпривет!(помахатьладошками)
-
Ритмические игры с мячиками Цель: развивать умение передавать мячик друг другу, формировать память внимание, слух. Вариантов игр с мячиками очень много. Например: 1.Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку. 2. Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку. Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи..» «Классики» Цель: развивать глазомер, чувство равновесия, формировать координацию движений, темп, ритм. Для игры в классики подбирается музыкальный материал ритмичной музыки. Это могут детские песни, современные, зарубежные. Главное, чтобы музыка была ритмичной.
-
Благодарявышеперечисленнымнейроиграмиупражнениямоптимизируются интеллектуальныепроцессы,повышается работоспособность,улучшаетсямыслительнаядеятельность,синхронизируетсяработаполушарийголовногомозга,снижаетсяутомляемость,восстанавливаетсяречеваяфункция,повышаетсяиммуннаясистема,улучшаетсяпамять,внимание,мышление.Улучшаютсяподкорковыеструктуры головногомозга. Итак…
-
Списоклитературы Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет:учебник [Текст]/ Ш.Т.Ахмадуллин/СПб.: Нева,–2022.160 c. БорозинецН.М.,ШеховцоваТ.С.Логопедическиетехнологии:Учебно-методическоепособие[Текст]/Н.М.Борозинец,Т.С.Шеховцова– Ставрополь,2008. -224с БуренинаА.И.Ритмическаямозаика:(Программапоритмическойпластикедлядетейдошкольногоимладшегошкольноговозраста).[Текст]/А.И.Буренина–СПб.:ЛОИРО,2000.-220с. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду.[Текст]/М.Ю.КартушинаМ.: Сфера,2003г. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми.[Текст]/В. С.Колганова,Е.В.Пивоварова./М.:АЙРИС-пресс,–2015.416 c. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозгаребенка.[Текст]/М.М.Кольцова/ М.,–1973.122 с. Свиридова, А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничногостановленияличностиребенка/Молодойученый.—2021.—№5(347).—С.352-354.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.