Содержание
-
Словарно-орфографическая работа на основе этимологического анализа в начальной школе.
ПРОЕКТ БОДРОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ, УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №136 АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.Н.НОВГОРОДА 2010 ГОД.
-
Цель проекта:
ПОВЫШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА ЧЕРЕЗ РАЦИОНАЛИЗАЦИЮ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
-
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
ПОЗНАКОМИТЬ С ЭТИМОЛОГИЕЙ НЕКОТОРЫХ СЛОВ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ; ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К СЛОВУ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ, УЧИТЬ РАБОТАТЬ СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ.
-
Николай Сергеевич Рождественский.
«Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».
-
Приемы запоминания орфографии слова:
Опора на комплекс анализаторов; Мнемонические приемы; Подбор однокоренных сложносокращенных слов; Этимологический анализ
-
Приемы словарно-орфографической работы на уроке. Опора на комплекс анализаторов. Мнемонические приемы. Этимологический анализ. Подбор однокоренных слов.
-
Этимологический анализ – прием, опирающийся на сознание, не на механическое запоминание. Наука этимология (от греч. «etimon»- «истина» и «logos»- «слово»занимается происхождением слов, в частности выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие.
-
Этапы работы над этимологическим анализом слова.
Подготовительный. Ориентировочный. Закрепительный. Этап контроля и самоконтроля.
-
Задачи этимологического анализа слова.
1). Определение исконного или заимствованного характера слова. 2).Выяснение образа (представления), положенного в основу слова. 3). Время появления и способ словообразования. 4). Реконструкция его праформы и старого значения.
-
Пирамида действий ученика.
Прочитай словарное слово Поставь ударение в слове Вспомни правописание Запиши слово Проверь по словарю
-
Виды этимологических упражнений.
Рассказы. Этимологические словарики. Игра «Верно ли?»(авт. О.Н.Левушкина) Этимологические кроссворды. Диктант с обоснованием. Самодиктант. Аукцион «трудных» слов. Сочинение-миниатюрА. Тренажеры.
-
1. РАССКАЗЫ С ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСОМ.Что общего между словами
КАПИТАН и КАПУСТА? Слово КАПУСТА произошло от латинского «капут»- «голова», а слово КАПИТАН= «голова, начальник».
-
2.Этимологические словарики.
столица (стол) картина (карта) сегодня (сей день) солдат (сольдо) тетрадь (тетра) работа (раб)
-
3. ИГРА «ВЕРНО ЛИ ЧТО ?»
…СЛОВО «ГАЗЕТА» ОБРАЗОВАНО ОТ СЛОВА «ГАЗ»? (НЕВЕРНО) …СЛОВА «РАБОТА» И «РЕБЯТА» ВОСХОДЯТ К ОДНОМУ ИСТОРИЧЕСКОМУ КОРНЮ? (ВЕРНО) …СЛОВА «ПОРТНОЙ» И «ПОРТФЕЛЬ» ОДНОКОРЕННЫЕ? (НЕВЕРНО)
-
5. АУКЦИОН.
НАЗОВИ СЛОВА,ИМЕЮЩИЕ В СВОЕМ СОСТАВЕ ПОЛНОГЛАСИЕ -ОРО- ГОРОД ГОРОХ ВОРОБЕЙ МОРОЗ ОГОРОД ВОРОНА КОРОВА ХОРОШО ДОРОГА…
-
6. САМОДИКТАНТ.ЗАПИШИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ…
…ИМЕЮЩИХ В СВОЕМ СОСТАВЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ -КОЛ- (ОТ КОЛО) СО ЗНАЧЕНИЕМ «КРУГ» (КОЛЯСКА, КОЛЕСО, КОЛОБОК, КОЛЬЦО, КОЛЬЧУГА…) …ИМЕЮЩИХ В СВОЕМ СОСТАВЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ –ЛОП- В ЗНАЧЕНИИ «ЛИСТ» (ЛОПАТА, ЛОПАСТЬ, ЛОПОУХИЙ, ПЕРЕЛОПАТИТЬ…) …ИМЕЮЩИХ В СВОЕМ СОСТАВЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ -КОР- (ОТ КОРА) (КОРИЦА, КОРАБЛЬ, КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ, КОРОБКА…)
-
6. ТРЕНАЖЕР СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.
-
РАБОТА С ИКТ.
-
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ.
-
Мнемоника (греч. искусство запоминания)
система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций
-
Мнемонические приемы запоминания слов.1) рисунки-схемы
-
2) Стихи и ассоциативные фразы
Петуха назвали Петя, Петь он любит на рассвете. А медведь наоборот, Петь не любит, Любит мед. Костя пришел в костюме, Павел – в пальто. Рак летит к Луне в ракете.
-
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха….» К. Д. Ушинский
-
Вывод.
Опыт показал, что планомерное применение названных в работе приемов, дает возможность повысить эффективность обучения словарным словам на 35-40% по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов.
-
ЛИТЕРАТУРА.
ВОЛИНА В.В. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.-М.,1999 КОХИЧКО А.Н. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ/НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.-1998.-№1. ЛЕВУШКИНА О.Н. СЛОВАРНАЯ РАБОТА ВНАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.-М.ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗД. ЦЕНТР ВЛАДОС,2003 ЛЬВОВА С.И. ОРФОГРАФИЯ.ЭТИМОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ОРФОГРАФИИ.-М.,2001 РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.