Презентация на тему "Морфемика" 6 класс

Презентация: Морфемика
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Морфемика" по русскому языку. Презентация состоит из 23 слайдов. Для учеников 6 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.24 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Морфемика
    Слайд 1

    Найти корень слова – это значит найти его внутренний мир, затаённыйсмысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.(М. А. Рыбникова)

    Морфемика – наименьшая значимая часть слова

  • Слайд 2

    Морфема – значимая часть слова. В отличие от слога она что-то означает в слове.

  • Слайд 3

    Слово

    приставка корень суффикс окончание слово

  • Слайд 4

    Знаете ли вы…

    В современном русском языке есть так называемые связанные корни, которые существуют только вместе с приставками и суффиксами: исказить, искаженный, отвергать, опровержение. В русском языке существует полнозначное слово без корня: глагол вынуть. Первоначально в нем был корень –я- с призвуком н: вы-ня-ть, (ср.: об-ня-ть, при-ня-ть). Затем этот звук был вытеснен суффиксом –ну-, обозначающим законченность действия,- вы-ну-ть.

  • Слайд 5

    Выбираем капитанов Кто быстрее?

    Выпишите только однокоренные слова. Докажите правильность своего выбора, составив с этими словами словосочетания. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит работу. Два первых финалиста- это наши капитаны -набирают команды! Дорога, дорожный, дорогие, подорожник, дороговизна, дорожить, дорогуша.

  • Слайд 6

    Конкурс капитанов

    Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова. ЧИТАЮ, ЧИТАЛ, ЧАС, ВЕЗИТЕ, ЧИТКА, ВЕЗТИ, ЧАСЫ, ЧТЕЦ, ВОЕННЫЙ (ЗАВОД), ВОЕННАЯ (ПОХОДКА), ЧТЕЦЫ, ПРОШЕЛ (МИМО), ЧИТКИ, СКОРЫЙ, ПРОЙДЕТ (МИМО ДОМА), СКОРАЯ (ПОМОЩЬ).

  • Слайд 7

    Проверьте себя

    Читаю-читал; час- часы; везти- везите; читка-читки; чтецы-чтец; военный (завод)-военная (походка), прошел (мимо)-пройдет (мимо дома); скорый-скорая (помощь).

  • Слайд 8

    Задания командам: найдите третье «лишнее»

    горе нагорный горевать море морщины морской водный подводник водитель

  • Слайд 9

    Проверьте себя

    нагорный морщины водитель

  • Слайд 10

    Знаете ли вы…

    В русском языке, в отличие от некоторых других (например, французского), развито образование слов с помощью приставок. Вот самые распространенные (некоторые из них имеют варианты): без-(бес), в-(во), вз-(вс-), вне-, до-, за-, из-(ис-), меж-, между-, на-, над-, наи-, не-, недо-, о-(об-, обо-), обез-, от-(ото-), пре-, по-, под-(подо-), пред-, при-, про-, противо-, раз-(рас-), с-(со-), сверх-, у-, чрез-.

  • Слайд 11

    Разминка для команд. Кто быстрее?

    Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой -слова с одинаковой приставкой. ПОДБЕРЕЗОВИК, ПОДСТАВКА, ОТВОДИТЬ, ПОДУЧИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ, ПРЕДВОДИТЕЛЬ, ПОДУШКА, ПОДВОДНИК

  • Слайд 12

    Проверьте себя

    Слова с одинаковой приставкой подберезовик подставка подучить подводник Однокоренные слова отводить предводитель

  • Слайд 13

    Физкультминутка

  • Слайд 14

    Знаете ли вы…

    Слова жир и пир образовались от глаголов жити и пити с помощью древнего суффикса –р-. При помощи старинного суффикса –ог- от слова пир образовалось пирог, а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать»)-творог. Стали частью корня и другие древние суффиксы:-х- в словах дух, смех, успех; -ц- в слове кольцо (кольцо от коло-круг); -н- в слове окно.

  • Слайд 15

    Лингвистическая задача для очень умных детей

    На уроках биологии вы встретились с терминами тычинка, пестик, лепесток, чашелистик, венчик. Следует ли в них выделять суффиксы? Докажите свою мысль.

  • Слайд 16

    Проверьте себя

    В приведенных терминах нет значения уменьшительности. Без суффиксов –ИК и –ОК они не употребляются. Значит, суффиксы в них выделять не следует.

  • Слайд 17

    Лингвистическая задача для очень умных детей

    С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одно слово?

  • Слайд 18

    Проверьте себя

    С помощью суффикса -ИЩ: НОЖИЩИ.

  • Слайд 19

    Задания командам: какие слова неверно разделены на морфемы?

    С-лез-инк-а Без-грамот-н-ая Подо-бр-а-ть Ус-меш-к-а По-втор-ени-е Пре-крас-н-ый Подо-кон-ник

  • Слайд 20

    Проверьте себя

    У-смеш-к-а Под-окон-ник Слез-инк-а

  • Слайд 21

    Задание «на засыпку»

    Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание: «Измени окончание слова стол так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал столовая, Аня-столов, Миша- столики. Кто из них справился с заданием? (А)только Коля; (Б) только Аня; (В) только Миша; (Г) Коля и Миша; (Д) никто.

  • Слайд 22

    Рефлексия

    Игра «Звонок маме» Позвоните маме и расскажите, чем запомнился вам наш урок занимательной грамматики, что особенно понравилось, что удалось, чему научились?

  • Слайд 23

    Домашнее задание

    Попробуйте дома составить веселые задания для своих одноклассников по темам «Морфемика» и «Словообразование»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке