Презентация на тему "Морфемика" 5 класс

Презентация: Морфемика
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "Морфемика" по русскому языку. Состоит из 14 слайдов. Размер файла 0.62 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Морфемика
    Слайд 1

    Повторно-обобщающий урок по разделу« Морфемика »

    Учитель МОУ СОШ 58 Тараева М.А.

  • Слайд 2

    ЦЕЛИ УРОКА

    Обучающие: Закрепление теоретических понятий; Закрепление практических навыков морфемного анализа; Совершенствование орфографических навыков; Систематизация изученного материала. Развивающие: Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать; Обогащение словарного запаса; Овладение средствами речевой выразительности. Воспитывающие: Воспитание активности, наблюдательности, тактичности, самостоятельности, взаимопомощи.

  • Слайд 3

    1.Написание слова по морфемам. 2.Замена одного звука на другой в рамках одной морфемы. 3.Общая часть родственных слов, содержащая их основное значение. 4.Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова. 5.Все однокоренные слова составляют словообразовательное …? 6.Наименьшая значимая часть слова. 7.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. 8.Изменяемая часть слова, служащая для образования форм слова. 9.Часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. 10.Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.

  • Слайд 4

    п о м о р ф е м н о е ч е р е д о в а н и е к о р е н ь с у ф ф и к с г н е з д о м о р ф е м а п р и с т а в к а о к о н ч а н и е о с н о в а

  • Слайд 5

    На какие 2 группы делятся морфемы? Чем отличаются словообразовательные морфемы от формообразующих? Чем отличаются однокоренные слова и формы слова?

  • Слайд 6

    На сверкающих кустах- Снежные халаты. Скрипнут лыжи на бегу В белом Снегограде, Впишут синюю строку В снежные тетради. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный… Чем не сказка белый свет? Снежный-снежный-снежный! Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке, Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. А в завьюженных лесах- Снежные палаты. Снежная сказка. 1.Выпишите из стихотворения в 2 колонки Однокоренные слова; Формы слова. 2.Добавьте каждую колонку своими примерами. 3.Объясните правописание корней и окончаний.

  • Слайд 7

    Результат выполнения задания

    Однокоренные слова Снегам Снежные Снеговикам Заснеженной Снежки Снегурки Снегограде Формы слова Снегам, снег, снега Снежные, снежном, снежный

  • Слайд 8

    «третий лишний»

    Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор. Как называются такие корни? Дорога, дорогая, дорожный, подорожник Медь, медяк, медный, медовый Водитель, водичка, водяной, подводный Печник, печальный, опечалился Смешной, смешить, смешать

  • Слайд 9

    Снег сказал:”Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей.” Каламбур-шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих ,но разных по значению слов; игра слов. Найдите слова, которые позволяют стихотворению «играть».Подберите к каждому такому слову однокоренные слова.

  • Слайд 10

    вывод

    Главное в корне не созвучие и схожесть в написании и произношении. Однокоренные слова должны иметь общее значение. Следует различать омонимичные корни. Это важно для правописания. Использование омоформ и слов с омонимичными корнями- один из приемов художественной литературы.

  • Слайд 11

    Роль и значение приставок и суффиксов От данных слов образуйте слова со значением лица: Читать Библиотека Перевод Юмор Дуэль Сравните две группы слов. Что вы можете сказать о значении суффикса? Переводчик Извозчик Перебежчик Телефончик Диванчик Барабанчик От данных слов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением: Бежать Лететь Скакать Выделите орфограммы в суффиксах и приставках. Запомните написание этих морфем.

  • Слайд 12

    Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка- старушка Из окна глядит. Внукам- шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег… Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом… В снежном доме будет Резвая игра… Пальчики застудят,- По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна- Ан уж снег растаял, На дворе весна! А. Блок.Ветхая избушка. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какова их роль в стихотворении? Найдите группы однокоренных слов. Какие картины они помогают создать? Выполните морфемный разбор выделенных слов.

  • Слайд 13

    ВЫВОД

    ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ СЛУЖАТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ; СУФФИКСЫ МОГУТ НОСИТЬ ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР,ПОМОГАЮТ ПЕРЕДАТЬ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ,ПРИЗНАКУ,КАЧЕСТВУ; НА УРОВНЕ МОРФЕМИКИ НАБЛЮДАЮТСЯ ОБЩЕЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОСТИ, ОМОНИМИИ, СИНОНИМИИ, АНТОНИМИИ.

  • Слайд 14

    Домашнее задание Сделайте словесную зарисовку о зиме(письменно) или Напишите небольшую «зимнюю» сказку. В своей работе используйте однокоренные слова, слова с оценочными суффиксами.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке