Содержание
-
Морфема –наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов
-
1. Языковая разминка Спишите слова, разберите их по составу: 1 вариант Надробить подрубить 2 вариант Подобрать подобреть Одинаковы ли приставки в этих словах?
-
А из чего сделаны слова? Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки, Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядокСделаны наши девчонки!
-
«Строительные блоки» для слов называются Приставка Окончание Суффикс Корень морфемами Интерфикс Морфемика – раздел науки о языке, изучающий морфемы.
-
Что обозначает морфема «Ш»? Шла, прошла Корень -Ш- обозначает движение человека пешком. Часто бывает так, что одна морфема ничего не может выразить, тогда на помощь ей приходят другие морфемы. Вместе они создают такое количество слов, что из них складывается весь язык.
-
Действующие лица: два человечка, морфемы: корень -Ш-, суффикс -Л- (он обозначает прошедшее время, окончание –И, а так же разные приставки. Ваша задача: описать действия человечков, образуя от слова ШЛИ другие слова с разными приставками.
-
1 вариант Уборка, хлебный, украсят, принесли, говорливый, заколка. 2 вариант Безветренный, земляной, надрежут, приберегли, пришкольный, домовой Сделайте морфемный разбор слов:
-
Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватой. Тени ходят по стене Сеткой синеватой. В. Фетисов Найдите в стихотворении однокоренные слова, запишите их в первый столбик, обозначьте корень. Во второй столбик запишите формы одного и того же слова, обозначьте в них окончания.
-
Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватой. Тени ходят по стене Сеткой синеватой. В. Фетисов В синем, синие, синий, синеей. В синем, подсиненный, синеет, синеватой.
-
Дождик льёт – кругом вода,Мокнут столб и провода.Мокнут кони и подвода,Дым над крышами завода,От бегущих быстрых водЗадрожал водоотвод, Протекает небосвод – А по лужам у ворот Дети водят хоровод(Л. Яхин) Найдите в стихотворении слова с повторяющимся корнем -ВОД-. Можно ли эти слова считать однокоренными?
-
Проплясали по снегамСнежные метели.Снегири снеговикамПесню просвистели. У заснеженной рекиВ снежном переулкеЗвонко носятся снежки,Режут лед снегурки. Из стихотворения С.Погорельского выпишите однокоренные слова, укажите, какой частью речи они являются. Обозначьте корень. Затем выпишите формы одного и того слова.
-
Роль морфем
-
Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и то же лексическое значение.
-
Домашнее задание: параграф 70, 71; упр. 370
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.