Содержание
-
МОРФЕМИКА – учение о значимых частях слова (морфемах)
МОРФЕМА – нименьшая, далее неделимая значимая часть слова.
-
КОРЕНЬ. Несет основное лексическое значение.
Выдели корень: УЧЕНИК, КРУЧЕ, ЛЮБЛЮ, ЛЖИ, ЛЬЮ, ПЕРЕВОДЧИК, НАВОДНЕНИЕ, ПЕРЕНОСИЦА, СОБРАТЬ, СНИМАТЬ, ПЕРЕДВИНУТЬ, ВЫНУТЬ, АЛЕКСАНДР, САША, ШУРА, ЗЛОСТЬ, КЛЮЮ, ОДНОКЛАССНИК. Подбери однокоренные слова: СИНИЙ, ДЕТСКИЙ, ПУТАТЬ, СВЕЖИЙ, БЕСТОЛКОВЫЙ, ЛАСКОВО, ДОМОВОЙ, СТОЛЕШНИЦА.
-
АФФИКСЫ: префиксы, суффиксы, флексия, интерфиксы, постфикс.
Попробуйте объяснить незнакомые слова, которые означают морфемы вам давно известные. Подумайте, какие аффиксы являются СЛОВООБРАЗУЮЩИМИ, а какие ФОРМООБРАЗУЮЩИМИ.
-
ПРЕФИКС (ПРИСТАВКА)
Попробуйте дать определение префиксу, учитывая: Имеет ли он значение, Образует новую форму или новое слово, Где стоит в слове по отношению к другим морфемам.
-
Выдели префиксы в словах и обозначь их функцию (словоообразующую или формообразующую):
Раскрасавица Выплеснуть Написать Сделать Уложить Наихудший Противодействие Неправда Изогнутый Привкус Супердевушка Повсюду Переварить Дезинформация Погас изорвать
-
СУФФИКС
Попробуйте дать определение суффиксу, учитывая: Имеет ли он значение, Образует новую форму или новое слово, Где стоит в слове по отношению к другим морфемам.
-
Выдели суффиксы в словах и обозначь их функцию (словоообразующую или формообразующую):
Кинельчанин терпеливый автобусная Новость апельсиновый густо ел дружить беги разогрев добрейший синь комок скрип водяной тряс Говоря варение
-
ПОСТФИКС –СЯ (СЬ). Это служебная морфема.Если ты хочешь быть умнее остальных то прочитай это: к постфиксам относятся еще и –ТЕ, –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТАКИ, -КА.
Выдели постфикс: УЛЫБНИСЬ, СОМНЕВАЛСЯ, ВЕРНИСЬ, КУПАЮСЬ. Для сверхумных: ПОЙДЕМТЕ, КТО-НИБУДЬ, КУДА-ТО, ДОЖДАЛИСЬ-ТАКИ, ПОЙДУ-КА, КУДА-ЛИБО.
-
ИНТЕРФИКС.
Выдели интерфиксы: ЧЕРНО-БЕЛЫЙ, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, САБЛЕВИДНЫЙ, ЖЕЛЕЗОБЕТОН, ЛЕСОВОЗ, БЕТОНОМЕШАЛКА.
-
ТОЛЬКО ЛЮБОПЫТНОМУ!
Есть суффиксы, которые не повторяются в других словах. Их в русском языке около 200. Они называются УНИФИКСЫ (УНИкальные!). ДЕТ-ВОР-А, ПАТРОН-ТАШ, ЛЮБ-ОВЬ, МАСК-АРАД, КОЗ-ЕЛ, ЧЕРТ-ЕЖ, ЧАЙ-ХАН-А, ЦИТ-АТ-А, АПЛОД-ИСМЕНТ-Ы…
-
ФЛЕКСИЯ (ОКОНЧАНИЕ)
Попробуйте дать определение суффиксу, учитывая: Имеет ли он значение, Образует новую форму или новое слово, Где стоит в слове по отношению к другим морфемам.
-
Выдели флексию:
БЕЛАЯ СМОТРЮРАСПУСТИВШЕМУСЯ ЧЕТЫРЕМСТАМ МОЕТЕСЬ КЕМ-НИБУДЬ ВЫСОКА РОЗУ ЧАЯ
-
ПОИГРАЕМ?!
-
ДЕБАТЫ.Это структурированная дискуссия по актуальной теме.
Вы считаете, что наиболее важна в коммуникации : 1-ая команда – КОРЕНЬ, 2-ая команда – ФЛЕКСИЯ, 3-я команда – ПРЕФИКС, 4-ая команда – СУФФИКС. Докажите! Аргументируйте! Убедите! И…получите оценку!
-
Домашнее задание.
Упражнения 55, 61. Самостоятельно изучить темы «Основа слова» на стр. 47-48. Упражнение 64.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.