Содержание
-
Повторение грамматики и других разделов русского языка в 9-11 классах
Что забыли – вспоминаем, чего не знаем – учим.
-
Повторение синтаксиса и пунктуации
1.Знаки препинания в простом и сложном предложении. 2. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 3. Способы оформления цитат и знаки препинания при цитировании. 4.Односоставные предложения и их виды. 5. Вводные конструкции и знаки препинания при них. 6. Определения согласованные и несогласованные и их обособление.
-
Чем отличаются данные предложения?
Облака рассеялись, и на тёмно-синем небе показались звёзды. Облака рассеялись, и, ласково мигая, на тёмно-синем небе показались звёзды Облака рассеялись, на тёмно-синем небе показались звёзды. Облака рассеялись; ласково мигая, на тёмно-синем небе показались звёзды.
-
Вывод
Если между простыми предложениями в сложном может быть вставлен соединительный союз, а его нет – ставится запятая или точка с запятой
-
Когда ставится запятая, а когда точка с запятой в БСП?
1) Заря разгоралась, вот уж золотые полосы протянулись по небу. 2) Заря разгоралась; подул предрассветный ветер; жаворонки звонко запели и своим пением, казалось, приветствовали наступление утра. В 1) БСП предложения связаны по смыслу, мало распространены, внутри них нет своих знаков. Во 2) БСП простые предложения менее связаны по смыслу, объединены тематически, более распространены (однородные члены и вводное слово), имеются запятые. В БСП передаётся последовательность и одновремённость явлений. Интонация перечисления, есть паузы.
-
Вывод
В отличие от запятой точка с запятой ставится в тех случаях, если простые предложения, связанные тематически, сообщают о явлениях, менее связанных по смыслу, они более распространены (однородными членами, причастиями, деепричастиями, зависимыми словами) и в них есть запятые.
-
Двоеточие в БСП
-
-
-
Тире в БСП
-
-
Потренируемся
Самые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах бытового жанра и на исторических полотнах такие подробности помогают представить повседневную жизнь наших предков.
-
Проверьте себя
Самые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах бытового жанра, и на исторических полотнах: такие подробности помогают представить повседневную жизнь наших предков. Запятая при однородных членах с повторяющимся союзом И. Двоеточие, т.к. вторая часть указывает на причину.
-
Потренируемся
С природой Алексей жил одной жизнью он понимал и журчанье ручья и говор листвы и шёпот трав.
-
Проверьте себя.
С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав. Двоеточие, т. к. второе поясняет, раскрывает содержание первого, возможна подстановка слов: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО. Запятая при однородных членах с повторяющимся союзом И.
-
Потренируемся
1.В тесноте надышали с окошек лило ручьями. 2. Увидишься с Горьким поговори с ним. 3.Делу время потехе час.
-
Проверьте себя
1. В тесноте надышали – с окошек лило. (= ТАК ЧТО с окошек лило). Вывод. 2.Увидишься с Горьким – поговори с ним. (Возможна подстановка в 1 части ЕСЛИ, КОГДА). 3.Делу время - потехе час.( Возможна подстановка А, здесь сопоставление сообщений 1 и 2 частей).
-
Способы оформления цитат
1. В виде прямой речи. 2.В виде косвенной речи. 3. В качестве предложения с вводными словами. 4. Отдельными словами и словосочетаниями. 5. Бессоюзным сложным предложением.
-
Примеры цитирования
Д.И. Писарев писал: « Красота языка заключается в его ясности и выразительности». Д. И. Писарев писал, что красота языка заключается в его ясности и выразительности. Д.И. Писарев писал: красота языка в его ясности и выразительности.
-
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится после открывающихся кавычек: Толстой писал: «… в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании».
-
В середине цитаты ставится многоточие, если пропущена часть текста внутри её, и после цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца: Говоря о достоинствах народной поэзии, А.Фадеев напоминал « Не случайно наши классики…рекомендовали читать сказки…» ( точка в конце предложения не ставится, так как цитата в последнем предложении является самостоятельным предложением).
-
По мнению Д.И. Писарева, « мы были бы очень умными и счастливыми людьми, если бы многие истины…перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами».
-
Не заключаются в кавычки эпиграфы и цитаты - стихи
Ф.И. Тютчев даёт совет читателю: Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно – волшебных дум; Их оглушит наружный ум… Ф.И.Тютчев даёт совет читателю: «Лишь жить в себе самом умей -// Есть целый мир в душе твоей// Таинственно- волшебных дум…»
-
Примеры цитирования
Если цитата не является самостоятельным предложением, точка ставится: М.В.Ломоносов писал, что «красота, великолепие и богатство российского языка явствует довольно из книг…». Пример цитирования словосочетаниями: Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности».
-
Односоставные предложения
Что отличает односоставные от двусоставных? Какие виды односоставных вы знаете?
-
Правило
В односоставных предложениях присутствует один главный член: либо подлежащее, либо сказуемое. В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена предложения. Виды односоставных: Определённо -личные, неопределённо -личные, безличные, назывные, обобщённо –личные.
-
Проверьте себя, дополнив своими примерами
Односоставные с одним главным членом – подлежащим Назывные(Рассвет. Мороз.) С одним главным членом – сказуемым: определённо – личные( Жду от тебя известий.) неопределённо – личные (В дверь постучали.) Безличные ( Мне нездоровится.) Обобщённо – личные ( Тише едешь – дальше будешь.)
-
Значение вводных слов, словосочетаний, предложений
Отношение говорящего к сообщаемому (уверенность, неуверенность) –думаю, разумеется, бесспорно, безусловно; Различные чувства ( радость, сожаление, сомнение ит.д.) – к счастью, к несчастью, на радость; Источник высказывания – по словам того – то, как говорят в народе и др. Порядок мыслей, связь: во- первых, во- вторых; таким образом; итак… Попутные замечания или информация.
-
Знаки при вводных конструкциях
1) Запятые: Прямо скажем, мы не желаем иметь с вами дело. 2)Тире или скобки (они вводят добавочные замечания) Однажды - не помню почему - спектакля не было. Мелодия белорусской песни (если вы её не слышали) несколько своеобразна. Вводные конструкции можно всегда изъять, предложение в смысловом значении сохранится.
-
Необходимо отличать вводные слова от членов предложения
Всё казалось просто слаженным. Всё , казалось, уже слажено. В чём различие функций одного и того же слова КАЗАЛОСЬ ?
-
Расставьте правильно знаки
Окрестные горы к моему сожалению были лишены древесной растительности. В этот момент к моему сожалению прибавилось и чувство разочарования.
-
В каком варианте правильно указаны знаки препинания
Труд писателя – мука, но он же (1)конечно(2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда(3)кажется(4) и не думает о нём. 1)1,2 2)1,3 3)3,4 4)1,2,3,4
-
Найдите правильное объяснение знаков препинания
На небе появились сизые тучи и повеяло сыростью. 1) предложение с однородными членами, запятая не нужна; 2) сложносочинённое предложение, перед И запятая не нужна; 3)предложение с однородными членами, перед И нужна запятая; 4) сложносочинённое предложение, перед И нужна запятая.
-
Определение. Виды определений.
-
Учимся различать согласованные и несогласованные
Способы выражения согласованных: 1) имя прилагательное (полное) 2) причастие( полное) 3) порядковое числительное 4) местоимения, которые склоняются как прилагательные Способы выражения Несогласованных определений 1) существительное или местоимение в косвенном падеже 2) словосочетание ( прилаг.+ сущ.) 3) простая сравн. степень прилагательного 4)наречие 5) глагол в инфинитиве
-
Обособление согласованных определений
После определяемого слова 1) причастные обороты 2)прилагательные с зависимыми словами 3) несколько однородных определений, если есть интонационное обособление Если перед определяемым словом есть ещё одно определение Перед определяемым словом Причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, если имеют добавочное значение( уступки или причины)
-
Материал для наблюдения
1) Человек, не помнящий прошлого, лишает себя будущего. 2) На окне, серебряном от инея, расцвели цветы. Ночь, облачная итуманная, окутала землю. 4) Весенний дух,весёлый и беспутный, ходил повсюду 1) Причастный оборот стоит после определяемого слова. 2)Прилагательное с зависимыми словами стоит после определяемого слова. 3) Два однородных определеоия ( есть интонац. обособление) 4)Перед определяемым словом есть ещё одно определение
-
Потренируемся
1) Внешний вид рощи влажной от дождя постоянно менялся. 2) Повторяемый эхом ребяческий крик гремит с утра и до ночи по лесам. 3) Мне нравится его речь простая и эмоциональная. 4) Вытащенные на берег рыбачьи лодки образовали на песке длинный ряд тёмных килей. 5)Обессиленный мыслью о парусе дедушка впадал в забытье.
-
Проверьте себя
1) Внешний вид рощи, влажной от дождя, постоянно менялся. 2) Повторяемый эхом ребяческий крик гремит с утра и до ночи по лесам. 3) Мне нравится его речь, простая и эмоциональная. 4) Вытащенные на берег рыбачьи лодки Образовали на песке длинный ряд тёмных килей. 5) Обессиленный мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье.
-
Запомните!
Обособляются независимо от места по отношению к определяемому слову любые определения, если определяемое слово является ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ
-
Несогласованные определения
Обособляются Если связаны сочинительной связью с согласованным определением Рубашка,белая, в чёрную полоску, сидела на нём неплохо. Не обязательно обособляются Если несогласованное определение стоит перед согласованным Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие
-
Потренируемся
Весенний день с ярким солнцем звенящими капелями был наполнен радостью. Весь в солнечных пятнах яблоневый сад спускался по склону холма. В валенках с длинной белой бородой он походил на рождественского деда.
-
Проверьте себя
Весеннийдень, с ярким солнцем,звенящими капелями, был наполненрадостью. Весь в солнечных пятнах яблоневый сад спускался по склону холма. В валенках, с длинной белой бородой, он походил на рождественского деда.
-
Повторим орфографию
1.Словарные слова. 2.Правописание приставок. 3.Грамматические формы словоупотребления. 4 Фонетика. 5. Состав слова. 6. Н и НН в разных частях речи. 7. Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся безударные гласные в корне слова. 8. НЕ с разными частями речи. 9. Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и причастий. 10. Гласные О и Ё после шипящих в корне.
-
Проверьте словарные слова
Абонемент, аккомпанемент, актёр, ансамбль, аплодировать, афиша, бенефис, грим, галерея, декорация, диалог, драма, комедия, композитор, овация, программа, пьеса, режиссёр, реплика, сеанс, сцена, труппа, экран.
-
Назовите слова с приставками, объясните их правописание
Подставка,рассказчик, исчезать, предположение, воспаление, сделать, беспокойный, здание, здоровье, вписать, бесчувственный, низвергаться, расстилаться, превосходный, прикрыть ( дверь) , приморский пляж, преодолеть преграды, прибывать к станции, пребывать на вокзале.
-
Поставьте существительные в именительном падеж мн. ч.
Директор, доктор, профессор, сторож,катер, китель,тополь, ордер, отпуск, бухгалтер, инженер, торт, шофёр, редактор, лектор, офицер.
-
Проверьте себя
Директора, доктора, профессора, сторожа, катера, кители, тополя, ордера, отпуска, бухгалтеры, инженеры, торты, шоферы, редакторы, лекторы, офицеры
-
Поставьте существительные в форму Р. п. мн. числа
Апельсины, помидоры, граммы, носки, чулки, ботинки, метры, гектары, башкиры, цыгане, оладьи, мандарины, судьи, блюдца, яблоки, кольца, ружьё, полотенца, места, дела. облака, стёкла.
-
Проверьте себя
Апельсинов, помидоров, граммов, носков, чулок, ботинок, метров, гектаров, башкир, цыган, оладий, мандаринов, судей, блюдец, яблок, колец, ружей, полотенец, мест, дел, облаков, стёкол.
-
В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) грустно 2) слышится 3) меткость 4) бульон
-
Ответ
Слышится –[с] [л] [ы] [ш] [ы] [т] [ц] [а]
-
Укажите правильное продолжение предложения
Начав заниматься музыкой 1) у вас остаётся мало времени для развлечений. 2) в значительной степени развиваются творческие способности. 3) у меня появилось много интересных знакомых. 4) я познакомился с нотной грамотой.
-
Проверьте себя.
Начав заниматься музыкой, я познакомился с нотной грамотой. Перестройте данное предложение в предложения: 1) В простое с однородными членами; 2) В сложное предложение.
-
В каком слове нет суффикса-ЩИК- ?
1) табельщик 2)кровельщик 3) подлещик 4) мусорщик
-
Ответ
Подлещик
-
В каком из вариантов правильно указано, где пишется НН ?
В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену. 1)1,2,3 2) 2,4 3) 3 4) 3,4
-
Ответ
Почему в слове пущенная и толстенная- НН, а в слове калёная Н ? Вспомните правила, обратившись к материалу учебника.
-
В каком ряду пропущена проверяемая гласная в корне
1) пом..гать, д..кумент, безотл..гательный; 2) изл..жение, д..рижировать, д..лёкая; 3)в..новатый ,пов..р, вбл..зи; 4) акв..рельный, з..ря, ук..ротить.
-
Ответ
3)
-
Поставьте правильно ударение
Агент, досыта, инструмент, красивее, обеспечение, партер, процент, планер, средства, столяр, хвоя, цемент, центнер, щавель.
-
Проверьте себя
агЕнт, дОсыта, досЫта, инструмЕнт, красИвее, обеспЕчение, партЕр, процЕнт, плАнер, планЁр, срЕдства. столЯр, хвОя, цемЕнт, цЕнтнер, щавЕль
-
В каком ряду в обоих словах пишется И?
1) разобид..шься, высуш..нный; 2) наде..шься, раскле..вший; 3)услыш..шь, просе..нный: 4) брос..шь, вид..мый
-
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Почти (не)умолкая, галдели воробьи и сороки. 2) Исчезнуть Васильева заставили причины, следствием (не)установленные. 3)Претензии до сих пор (не)высказаны. 4) Фильм оказался (не)интересным, скучным.
-
НЕ с разными частями речи
-
НЕ в местоимениях - под ударением, НИ – без ударения
-
Укажите, где НЕ пишется раздельно
1) (Не)успевшие отцвести лесные цветы поблекли. 2) Я увидел ( не)похожего на брата седоватого мужчину. 3) В играх Серёжа оказался очень (не) ловким. 4) (Не) доумевая , Петя посмотрел на отца.
-
Запишите предложения, прокомментируйте.
1) (Н..)чем (н..)чего (не) сделаешь. 2) Обидеть – то каждый может, а пожалеть – то (не)кому. 3) Любят того, кто (не) обидит (н..)кого. 4) (Н..) (с)кого спрашивать, когда сам виноват. 5) Родную мать (н..)кем (не) заменишь.
-
Повторяем чередующиеся гласные
Скл..ниться над руч..ём, ск..кать (в)доль дороги, заг..рать на берегу, оз..рить со..нцем,пр..кл..няться перед кем(нибудь),изл..жить про(с,з)ьбу, обм..кнуть в краску, расст..лить скатерть, уд..рать без оглядки,зам..рает от восторга, нач..нает изд..лека, создать отр..сль, выт..щить р..сток, зар..внять доро..ку, пром..чить ноги, пом..рить друзей, разж..гать костёр, подск..чить от восторга.
-
Проверьте себя
СклОниться над ручЬём, скАкать вдоль дороги, загОрать на берегу, озАрить соЛнцем, преклОняться перед кем- нибудь, излОжить проСьбу, обмАкнуть в краску, расстЕлить скатерть, удИрать без оглядки, замИрает от восторга, начИнает издАлека, создать отрАсль, вытАщить рОсток, зарОвнять дороЖку, промОчить ноги, помИрить друзей, разжИгать костёр, подскОчить от восторга.
-
Дефис в разных частях речи
Сложные слова с первым корнем ПОЛ- пишутся слитно или через дефис: Через дефис пишутся слова, если второй корень начинается: А) с гласной буквы: пол-яблока, пол-апельсина; Б) с буквы л: Пол-лимона, пол-листа, пол-липы; В) с заглавной буквы: Пол-Москвы, пол-Европы Слитно пишется пол- в остальных случаях. Полу – пишем слитно
-
Через дефис пишутся существительные:
1) образованные сложением целых слов Стоп-кран жар-птица 2) названия стран света и сторон: юго-восток ,северо-запад 3) сложные названия иван-да-марья, перекати-поле
-
Через дефис пишутся прилагательные
1) сложные прилагательные, образованные от слов,связанных сочинительной связью: плодово–ягодный, русско-английский шахматно – шашечный; 2) прилагательные, образованные от существительных, обозначающих стороны света: юго-западный, северо-восточный 3) оттенки цветов: ярко-красный, бледно-розовый
-
Через дефис пишутся наречия
1) если оканчиваются на -ому -ему -ки -ьи и имеют при этом приставку ПО: По-моему, по-собачьи, по-английски 2) если имеют приставку ВО- (В)- , а суффиксы: -ЫХ, -ИХ: Во-первых, в-четвёртых и т.д. 3) если наречие образовано повторением одного и того же слова или синонимичными словами: мало-помалу, еле-еле, чуть-чуть; но бок о бок, точь-в-точь - запомните
-
Через дефис пишутся местоимения
1) С приставкой кое-: кое-кто, кое-что; Примечание: как только появляется предлог между кое- и корнем, пишем всё раздельно: Кое с кем; кое для чего 2) С суффиксами : -то, -либо, -нибудь, -таки: всё-таки, кто-нибудь,кто-либо, что-то
-
Слитно, раздельно или через дефис?
(легко)атлетический (в)крутую (теле)грамма (пол)стакана (полу)мрак (спорт)лагерь (бело)зубый (юго)западный (на)крепко (крест)накрест думать(по)разному (спорт)товары (кино)проект с саблей (на)перевес (ремонтно)строительный (конно)спортивный (полу)сон (в)диковинку (пол)торта (восточно)сибирский (торт)мороженое (генерал)майор (железо)бетонный
-
Проверьте себя
полумрак легкоатлетический вкрутую телеграмма полстакана спортлагерь белозубый юго-западный накрепко крест-накрест думать по- разному спорттовары кинопроект саблей наперевес ремонтно-строительный конноспортивный в диковинку полторта восточносибирский торт-мороженое крест-накрест генерал-майор железобетонный
-
О,Ё, в корнях после шипящих
-
Запишите слова, применяя правило
Ш..в, ш..лк, щ..голь, ш..ссе, ш..колад, ж..рнов, щ..тка, ч..рточка, трущ..ба, чащ..ба, ж..кей, ж..лтый, ш..рох, ж..лудь, ч..порный, реш..тка,пч..лка,зач..ркнутый, расч..т, расч..ска.
-
Проверьте себя
Шов, шёлк, щёголь, шоссе, шоколад, жёрнов, щётка, чёрточка, трущоба, чащоба, жокей, жёлтый, шорох, жёлудь, чопорный, решётка, пчёлка, зачёркнутый, расчёт, расчёска.
-
Благодарю за внимание
Желаю успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.