Содержание
-
НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ(Подготовка к ГИА)
Презентация учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ №3 г-к. Анапа, с. Витязево
Поповой Е.В.
-
Сжатое изложение
- Полноценное понимание исходного текста
- Умение систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия темы
- Навыки сжатия текста (случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие!)
- Умение создавать новый текст, лаконичный и целостный.
-
Понимание
- Внимательное восприятие исходного текста при первом прослушивании (глобальном), без подробных записей.
- Если много записей, они «тянут» ученика к подробному изложению.
- Максимальное осмысление прослушанного текста во время паузы
- Дополнение и уточнение записей во время второго (детального) прослушивания (микротемы; стиль, тип речи текста; языковые особенности и др.)
-
Систематизация собранного материала
Составление плана
Вопросы к тексту:
- какую основную проблему ставит автор?;
- какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?
- Ключевая и второстепенная информация (ведущий тип речи!).
- ключевая информация текста – это то содержание, без которого был быне ясен или искажён авторский замысел.
-
Создание текста изложения
- Наличиевсех микротем. Отсутствие микротем с избыточной (той, которой нет в исходном тексте) информацией.
- Наличие абзацев
- Готовое изложение должно представлять собой не отдельные фразы из исходного текста, кое-как связанные между собой, а новый текст, построенный самим учеником.
-
Сжатие исходного текста
Способы компрессии текста:
- Исключение
- Обобщение
- Сочетание исключения и обобщения
Правильное применение приёмов сжатия текста – это верная передача авторского замысла, без искажений.
-
Основные языковые приёмы компрессии текста:
- Замены
- Исключения
- Слияния
-
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста
и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст.Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.
-
Замены:
- однородных членов обобщающим наименованием;
- фрагмента предложения синонимичным выражением;
- предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением;
- Сложноподчинённого предложения простым;
- Прямой речи косвенной.
-
Исключения:
- отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; повторов;
- фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; одного или нескольких синонимов;
- предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.
-
Слияния:
Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
-
Замены
-
Исключения
Почему так часто менял он свои профессии?
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на
пожарных лошадях?
Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом,
цементом?
Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому можно использовать приём исключения предложений – оставить только первое из трёх.
-
Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение
некоторых членов предложения
-
Обобщение
Почему так часто менял он свои профессии?
Какая сила толкала его натягивать
брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом,
цементом?
Этот отрывок можно сжать с помощью замены однородных членов синонимичным выражением.
Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные.
-
Слияния
-
Обобщение и исключение
При компрессии часто совмещают разные способы сжатия.
Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют
лишь его книги.
Эти предложения можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы.
Годы проходят, но не стареют книги писателя.
-
Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой
по смыслу и грамматически.Главная задача - научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события; глубже вдумываться в содержание произведения; вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
-
Использованная литература1. Русский язык. 9 класс. В 2ч. Ч. 1.: учебник для
общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М. : Мнемозина, 20082. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант. – М., Высш. Шк., 19913. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной - 2011
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.