Презентация на тему "Написание сжатого изложения" 9 класс

Презентация: Написание сжатого изложения
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, которая предназначена для подготовки детей к сдаче ГИА, а именно, научит их, как правильно писать сжатое изложение. Автор достаточно четко и подробно излагает принципы написания подобных текстов, показывая наглядные примеры.

Краткое содержание

  • Учимся писать сжатое изложение
  • Систематизация собранного материала
  • Создание текста изложения
  • Сжатие исходного текста
  • Способы компрессии текста
  • Наглядные примеры

Содержание

  • Презентация: Написание сжатого изложения
    Слайд 1

    НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ(Подготовка к ГИА)

    Презентация учителя русского языка и литературы

    МАОУ СОШ №3 г-к. Анапа, с. Витязево

    Поповой Е.В.

  • Слайд 2

    Сжатое изложение

    • Полноценное понимание исходного текста
    • Умение систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия темы
    • Навыки сжатия текста (случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие!)
    • Умение создавать новый текст, лаконичный и целостный.
  • Слайд 3

    Понимание

    • Внимательное восприятие исходного текста при первом прослушивании (глобальном), без подробных записей.
    • Если много записей, они «тянут» ученика к подробному изложению.
    • Максимальное осмысление прослушанного текста во время паузы
    • Дополнение и уточнение записей во время второго (детального) прослушивания (микротемы; стиль, тип речи текста; языковые особенности и др.)
  • Слайд 4

    Систематизация собранного материала

    Составление плана

    Вопросы к тексту:

    • какую основную проблему ставит автор?;
    • какие этапы в движении его мысли мы можем выделить?
    • Ключевая и второстепенная информация (ведущий тип речи!).

    - ключевая информация текста – это то содержание, без которого был быне ясен или искажён авторский замысел.

  • Слайд 5

    Создание текста изложения

    • Наличиевсех микротем. Отсутствие микротем с избыточной (той, которой нет в исходном тексте) информацией.
    • Наличие абзацев
    • Готовое изложение должно представлять собой не отдельные фразы из исходного текста, кое-как связанные между собой, а новый текст, построенный самим учеником.
  • Слайд 6

    Сжатие исходного текста

    Способы компрессии текста:

    • Исключение
    • Обобщение
    • Сочетание исключения и обобщения

    Правильное применение приёмов сжатия текста – это верная передача авторского замысла, без искажений.

  • Слайд 7

    Основные языковые приёмы компрессии текста:

    • Замены
    • Исключения
    • Слияния
  • Слайд 8

    При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста

    и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст.Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.

  • Слайд 9

    Замены:

    • однородных членов обобщающим наименованием;
    • фрагмента предложения синонимичным выражением;
    • предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением;
    • Сложноподчинённого предложения простым;
    • Прямой речи косвенной.
  • Слайд 10

    Исключения:

    • отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; повторов;
    • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; одного или нескольких синонимов;
    • предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.
  • Слайд 11

    Слияния:

    Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

  • Слайд 12

    Замены

  • Слайд 13

    Исключения

    Почему так часто менял он свои профессии?

    Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на

    пожарных лошадях?

    Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом,

    цементом?

    Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому можно использовать приём исключения предложений – оставить только первое из трёх.

  • Слайд 14

    Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение

    некоторых членов предложения

  • Слайд 15

    Обобщение

    Почему так часто менял он свои профессии?

    Какая сила толкала его натягивать

    брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

    Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом,

    цементом?

    Этот отрывок можно сжать с помощью замены однородных членов синонимичным выражением.

    Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные.

  • Слайд 16

    Слияния

  • Слайд 17

    Обобщение и исключение

    При компрессии часто совмещают разные способы сжатия.

    Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют

    лишь его книги.

    Эти предложения можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы.

    Годы проходят, но не стареют книги писателя.

  • Слайд 18

    Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой

    по смыслу и грамматически.Главная задача - научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события; глубже вдумываться в содержание произведения; вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

  • Слайд 19

    Использованная литература1. Русский язык. 9 класс. В 2ч. Ч. 1.: учебник для

    общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М. : Мнемозина, 20082. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант. – М., Высш. Шк., 19913. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной - 2011

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке