Презентация на тему "Учимся писать сжатое изложение"

Презентация: Учимся писать сжатое изложение
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.7
17 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Полезное методическое пособие для подготовки учащихся к сдачи ГИА, а именно части С1 - сжатому изложению. Ребята должны научиться сжимать текст различными способами, актуализировать свои мысли, уметь работать с текстом.

Краткое содержание

  • Способы сжатия текста
  • Практические советы и примеры
  • Поясняющие картинки и схемы

Содержание

  • Презентация: Учимся писать сжатое изложение
    Слайд 1

    Учимся писать сжатое изложение

  • Слайд 2

    Цели:

    1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;

    2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;

    3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;

    4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

    5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

  • Слайд 3

    Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Итак, чтобы СЖАТЬ изложение

    (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)

  • Слайд 8

    Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

  • Слайд 9

    Запомни!!!

    Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Три способа сжатия текста:

    1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.

  • Слайд 12

    При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

    выделить главное (существенное) и детали (подробности);

    убрать детали;

    пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

    пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

    объединить существенное;

    составить новый текст.

  • Слайд 13

    Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

  • Слайд 14

    У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

  • Слайд 15

    У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

  • Слайд 16

    2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

  • Слайд 17

    Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

  • Слайд 18

    Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

  • Слайд 19

    При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

    вычленить единичные факты;

    подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

    составить новый текст.

  • Слайд 20

    Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

  • Слайд 21

    Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

  • Слайд 22

    При УПРОЩЕНИИ необходимо:

    заменить сложное предложение простым;

    заменить предложение или его часть указательным местоимением;

    объединить два или три предложения в одно;

    разбить сложное предложение на сокращённые простые;

    перевести прямую речь в косвенную.

  • Слайд 23

    1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

  • Слайд 24

    Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

  • Слайд 25

    Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

  • Слайд 26

    2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

  • Слайд 27

    Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

  • Слайд 28

    Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

  • Слайд 29

    3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

  • Слайд 30

    Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

  • Слайд 31

    Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

  • Слайд 32

    Этапы

    работы

    с текстом

  • Слайд 33

    1 этап:

    Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).

    2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)

    3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.

    4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  • Слайд 34

    У хорошего плана есть ряд достоинств:

    Это самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.

    Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.

    Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.

    Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?

  • Слайд 35

    Типы планов:

    Вопросный; Назывной; Тезисный.

  • Слайд 36

    2 этап:

    1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

    2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).

    3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

  • Слайд 37

    Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

    необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;

    не объединять микротемы в один абзац;

    каждый абзац начинать с красной строки;

    объём изложения - 90-100 слов;

    пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

  • Слайд 38

    Помни!!!

    Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

  • Слайд 39

    Домашнее задание:

    Выучить записи в тетради и основные положения памятки;

    Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке