Содержание
-
Учимся писать сжатое изложение
-
Цели:
1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;
2. актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;
3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;
5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
-
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
-
-
-
-
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение
(т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
-
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
-
Запомни!!!
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
-
-
Три способа сжатия текста:
1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.
-
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
убрать детали;
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить новый текст.
-
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
-
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
-
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
-
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
-
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
-
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
-
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый текст.
-
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
-
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
-
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
-
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
-
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
-
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
-
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
-
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
-
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
-
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
-
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
-
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
-
Этапы
работы
с текстом
-
1 этап:
Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).
2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)
3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
-
У хорошего плана есть ряд достоинств:
Это самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?
-
Типы планов:
Вопросный; Назывной; Тезисный.
-
2 этап:
1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.
2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
-
Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:
необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы в один абзац;
каждый абзац начинать с красной строки;
объём изложения - 90-100 слов;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
-
Помни!!!
Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!
-
Домашнее задание:
Выучить записи в тетради и основные положения памятки;
Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.