Содержание
-
Нарушения чтения и письма у школьников с ОВЗ
Составила: учитель-логопед МОУ «СОШ с УИОП №16» Е.Н. Башкайкина
-
Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Письменная речь тесно связана с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Письмо Речеслуховой анализатор Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Общедвигательный анализатор Письменная речь Связь Устная речь
-
Письмо
Письмо - одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения . Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
-
Дисграфия– («графо» - пишу,«дис» – расстройство )
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Р.И. Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
-
Дислексия
Дислексия Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
-
Причины возникновения дисграфии и дислексии:
Органическое повреждение корковых зон головного мозга , участвующих в процессе чтения и письма – минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы. Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития. Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих , двуязычие , недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье). Леворукость (особенно переученная). Ранее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа. Нарушение равновесия между мозговыми полушариями. Генетические и наследственные факторы.
-
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР
Дети с ЗПР чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. У детей с задержкой психического развития замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: Ощущение Воображение Восприятие Внимание Памяти Мышления Речи
-
Недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. 2. Незрелость сложных произвольных форм, зрительно-моторной координации. 3. Недоразвитие мелких моторных функций: неловкость, неуклюжесть, несогласованность, неумение длительное время удерживать карандаш (движения неточные, крупноразмашистые или мелкие). 4. Несформированность учебной мотивации, слабости волевых установок, трудность в восприятии и выполнении словесных инструкций.
-
ПРИМЕР РАБОТЫ ДЕТЕЙ
В письменных работах таких школьников встречается большое количество ошибок разных видов: пропуски и перестановки слов; недописывание слов и предложений; пропуск букв, слогов; смешение букв, имеющих сходные элементы; добавление лишних элементов при записи букв; стереотипное повторение букв, слогов, слов.
-
ПРИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ЗПРНАБЛЮДАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕГРУППЫ ОШИБОК:
2 3 4 5 6 Замены и смешения звуков при чтении Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова Искажение звуко - слоговой структуры слова Нарушение понимания прочитанного на уровне отдельного слова, а также предложения и текста Аграмматизмы при чтении Нарушение пространственного ориентирования, с трудом формируется навык следования направлению чтения
-
Логопедическая работа проводится одновременно над всеми компонентами речевой системы - звуковой стороной речи, лексико-грамматическим строем, коррекцией нарушения моторного развития. При этом в работе выделяются несколько этапов, каждый из которых имеет ведущее направление. Этапы работы
-
1 ЭТАП ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений Устранение дефектов звукопроизношения Формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов Закрепление звукобуквенных связей и др.
-
2 ЭТАП ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ОБЛАСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЛЕКСИКОЙ И ГРАММАТИКОЙ Уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования Уточнение значений используемых синтаксических конструкций Совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
-
3 ЭТАП ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания Программирования смысловой структуры высказывания Установления связности и последовательности высказывания Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.