Содержание
-
Назывные предложения
-
Цель урока :
дать понятие назывного предложения;
формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;
показать их значение и сферу употребления;
развивать речевую культуру учеников.
-
Орфографическая разминка
В каком ряду во всех словах пишется ь ?
младшая доч…,
овощ…ной магазин;
густая рож…, борщ.. горяч…;
понёсся вскач…, съеш…те мороженое;
обжеч… руку, выйти замуж…
В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
под..рить, предл…жить,
ун…верситет;
м..лчание, насл…ждаться,
р…птание;
выб…ру, с…лдат, б…сой;
м…ссионер, зам…ститель.
к…саться.
-
По наличию главных членов предложения делятся на :
двусоставные
Грамматическая
основа
односоставные
подлежащее и сказуемое
подлежащее
или
сказуемое
-
Односоставные предложения с главным членом сказуемым
Определённо-личные
Неопределённо-личные
безличные
1-е, 2-е л.
ед ч, мн ч.
3-е л. мн ч.
или форма
прош.вр
3-е л ед ч наст, буд вр
или ср р
прош вр
Какие из этих предложений могут иметь значение
обобщённого лица ?
-
Найдите определённо-личное предложение( расставьте знаки препинания)
С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
На пригорке то сыро то жарко.
Волка шапками не закидаешь.
По ниве прохожу я узкою межой поросшей кашкой и цепкой лебедой.
-
Найдите неопределённо-личное предложение
Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
На сердитых воду возят.
Еду-еду в чистом поле.
Со скрипом опустили трап.
Нигде жилья не видно на просторе.
-
Найдите безличное предложение( расставьте недостающие знаки препинания)
Ведут ко мне коня.
Не спится няня.
Кому-то принесли от мастера ларец.
После драки кулаками не машут.
Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
-
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
( А.А.Фет )
-
Сопоставьте предложения. Подчеркните в них грамматические основы; определите , чем они выражены.Укажите в скобках вид предложения по наличию в нём главных членов.
Воздух горячий.( ____________)
Горячий воздух.( ____________ )
Ночь чудная, снежная! ( __________ )
Чудная ночь! ( ___________ )
Утро ясное и морозное. ( ________ )
Ясное и морозное утро. ( _________ )
-
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.
И лобзания, и слёзы;
И заря, заря!..
( А.Фет)
»В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.»
( Л.Н.Толстой)
-
Найдите в текстах назывные предложения, назовите в них грамматические основы.Какова роль назывных предложений в этих стихах.
Вечер. Взморье.
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря.
В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
( К Бальмонт )
-
Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь тёмно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К.Ваншенкин)
-
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней , осин
В позолоте небывалой.
( Б.Пастернак )
-
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
( Д. Кедрин)
-
Какие это предложения? Какое они имеют значение?
Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
Вот окраина. Вот Заводская улица.
Вот домик под толевой крышей.
Вот море, вот пермские дремучие леса.
-
Придумайте и запишите 2-3 назывных
предложения с указательным значением.
-
Найдите среди предложений односоставные, определите их тип:
Глаза поминутно застилало слезами.
Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.
Пахло мёдом, липовым цветом, вереском и чем-то ещё.
Потушу перед зеркалом свечи.
Чист и прозрачен воздух.
Его именем назвали город.
Псковская земля. Мелколесье. Валуны.
-
Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,расставьте знаки препинания.
Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.
(Сложное, 2 части, 1- н-л)
В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.
(Сложное, 2 части, 2- н-л)
Тайга. Река. Откосы гор.
( Простые предложения, односостав,назывн)
На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.
(Сложное, 2-части, 2- безличное пред)
-
Назывные предложения
Это односоставные предложения с главным членом- ________________________
Они сообщают о том, что какое – нибудь явление существует(имеется) ___________
С частицей вот, вон назывные предложения
приобретают ______________________
Назывные предложения употребляются преимущественно _____________________
-
Домашнее задание
п 21 - п 24 . Упр 242 ( 1- 6 )
Найти в стихах А.Ахматовой, М. Цветаевой,
Б.Пастернака, и др назывные предложения,
определить их роль в тексте.
( Можно выписать одну строфу)
-
Спасибо за работу!
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.