Содержание
-
ОГЭ: Задание 15.2
Сочинение-рассуждение по тезису Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна
-
Часть 3 - задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Часть 3 выполняется на основе текста, включенного во вторую часть. Необходимо выполнить только одно из заданий 15.1, 15.2, 15.3!!! Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).
-
Как звучит задание?
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста экзаменационной работы. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
-
Вопросом по тексту экзаменационной работы может быть:
Как вы понимаете финал текста ? Как вы понимаете смысл предложения ? Почему герой ? т.п. Для написания сочинения 15.2. вам необходимо интерпретировать, т.е. растолковать текст, опираясь на свои знания по лингвистике.
-
Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.2. Аргумент - пример 1 + комментарий.3. Аргумент - пример 2 + комментарий.4. Заключение (по тезису). ТЕЗИС - утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 15.2 очень легко. - это тезис, который, безусловно, требует доказательства.
-
Аргументы и комментарий
АРГУМЕНТ - довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста. КОММЕНТАРИЙ - пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения Пример аргументов и комментариев к ним (см. демоверсию): Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма "бесценными". Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины. Аргумент 2: В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души"). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки.
-
Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций:Подводя итог всему вышесказанному, ..., Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что ..., Таким образом, можно сделать вывод, что... и т.д. Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.
-
Порядок действий
Анализ формулировки задания 15.2 показывает, что для его выполнения надо произвести такие действия: перечитать исходный текст части 2, выделить в нём указанный в задании 15.2. фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических образных выражений и позицию автора; сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента; привести два аргумента, подтверждающие правильность понимания фрагмента; подобрать из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию;
-
5. оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, аргументы и вывод, а также вступление и заключение. 6. следует развить мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 70 слов; 7. писать надо аккуратно, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать правила каллиграфии.
-
1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Объясняем смысл предложений текста.
Тезис формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться. Запомните:сформировать основную мысль без сказуемого невозможно!!! Обратите внимание:1) во вступлении можно процитировать заключительные предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить;2) объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев принадлежит реплика, о чём она свидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс.3) не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей.
-
Как сформулировать тезис для сочинения 15.2?
Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Сочинение данного типа очень хорошо начать с вводных слов:на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я считаю и т.п. Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.
-
2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного текста, подтверждающие наши рассуждения
Обратите внимание:1) оба аргумента должны быть только из прочитанного текста;2)прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения, подтверждающие ваши рассуждения;3)коротко напишите, о чём говорится в выделенных вами предложениях, не забудьте указать номера этих предложений;4)каждый аргумент начинайте с красной строки (так вы облегчите работу эксперту и увеличите себе количество баллов);5)начать аргументы можно словами во-первых, во-вторых.
-
Как найти аргументы в тексте?
Самым трудным этапом работы при написании сочинения 15.2. ОГЭ по русскому языку будет подбор аргументов. К этому нужно отнестись максимально серьезно. Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, - проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы - это авторские доказательства.А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № ... говорится о ... (употребляется ..., используется такое средство как ...). Это свидетельствует о том, что ..., (это позволяет судить о том, что ..., это говорит о том, что ...).
-
3. Формулируем ВЫВОД.
Обратите внимание: завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором. вывод можно начать с вводных слов таким образом, итак или следовательно; Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца (если оба аргумента содержатся во 2 абзаце)!
-
Пример выполнения задания 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
-
Текст
(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое. (3) Да, странная это вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой? (9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери. (12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся. (Н. Морозов)
-
-
-
-
Сочинение
«С помощью книги мы самосовершенствуемся». Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент текста Н.Морозова. Автор заставляет читателей задуматься над тем, чем является книга для каждого из нас. В тексте мы слышим отношение Н. Морозова к книге. Он считает, что без книги человечество не смогло бы мыслить, создавать что-либо, писать и читать (11). Мне показалась интересной мысль о том, что после прочтения книги «человек захочет что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой» (7-8). Таким образом, мы пришли к выводу: нужно читать книги, потому что они являются нашими учителями, заставляя нас становиться лучше. (96 слов)
-
Сочинение-рассуждение (клише)
Тема 15.2 (По цитате из текста) Вариант 1 «……………………………..», - так звучит фрагмент текста русского писателя………….. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. На мой взгляд, речь идет о том, что…………………… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к прочитанному тексту (ФИО писателя). Так, в предложениях 20-25 автор пишет о …… (Или: Так, в предложениях 20-25 заключена мысль автора о том, что…………………) В качестве примера можно привести и предложения 30-36. В них говорится о ………………… Это подтверждает наш основной тезис. Таким образом, ……………………………….
-
Тема 15.2 (По цитате из текста) Вариант 2 Русский писатель ……………………………. в конце текста пишет: «………………………………………..». В чем же смысл данного финала? Попробуем разобраться в этом вопросе. Я считаю, что автор в выделенном фрагменте текста говорит о том, что…………………………….. На мой взгляд, в представленной фразе выделена главная мысль текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к 11-15 предложениям. Их смысл заключается в том, что …………………………. Для примера рассмотрим 21-22 предложения. В них автор говорит о …………………………………………… Это подтверждает наш основной тезис. Таким образом, ………………………………….
-
Практическая работа
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «− Чудеса! Чудовище спасает человека! − Это морской бог приходит на помощь бедным, – поправил ныряльщика старый индеец. Весть быстро разлетелась по лодкам, плававшим в заливе». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
-
Текст
(1)Недалеко от скалистого берега резвились на поверхности океана дельфины. (2)Вдруг один из них отделился, громко фыркнул, как бы отвечая на призывный сигнал трубы, и быстро поплыл к скале. (3)Вскоре ловцы жемчуга снова увидели этого дельфина, только теперь на его спине сидело, как на лошади, странное существо. (4)Чудовище обладало телом человека, а на лице его виднелись преогромные, как старинные часы-луковицы, глаза, сверкавшие в лучах солнца подобно фонарям автомобиля. (5)Кожа, казалось, отливала нежным голубым серебром, а кисти рук походили на лягушечьи — тёмно-зелёные, с длинными пальцами и перепонками между ними. (6)Странное существо держало в руке длинную витую раковину и трубило, затем оно засмеялось весёлым человеческим смехом, что-то крикнуло, похлопало лягушечьей рукой по лоснящейся спине дельфина, и они вместе понеслись по водяной глади океана.(7)Ловцы невольно вскрикнули.(8)Необычный наездник обернулся, увидел людей, с быстротой ящерицы соскользнул с дельфина и скрылся в воде.
-
(9)Весь этот необычный выезд занял не более минуты, но зрители долго не могли прийти в себя от изумления.(10)Скоро лодки рассеялись по заливу. (11)На каждой было два ловца: один нырял, другой вытаскивал ныряльщика, а потом они менялись ролями. (12)Вода была очень тёплая и прозрачная: на дне отчётливо был виден каждый камешек.(13)Ближе к берегу со дна поднимались кораллы — неподвижно застывшие кусты подводных садов. (14)Мелкие рыбёшки, отливавшие золотом и серебром, шныряли между этими кустами. (15)Ныряльщик опустился на дно и, согнувшись, начал быстро собирать раковины и класть в привязанный на боку мешочек. (16)Его товарищ по работе, местный индеец, держал в руках конец верёвки и, перегнувшись через борт лодки, смотрел в воду.(17)Вдруг он увидел, что ныряльщик вскочил на ноги так быстро, как только мог.(18)Взмахнул руками, ухватился за верёвку и дернул её так сильно, что едва не стянул напарника в воду. (19)Лодка качнулась. (20)Ныряльщик ловко взобрался на неё, глаза его были расширены. (21)Широко раскрыв рот, он с испугом вымолвил: − (22)Акула. (23)Нам конец.
-
(24)В воде творилось что-то неладное. (25)Маленькие рыбки, как птицы, завидевшие коршуна, спешили укрыться в густых зарослях подводных лесов.(26)И вдруг индеец увидел, как из-за выступавшей подводной скалы показалось что-то похожее на багровый дым, который медленно расползался во все стороны, окрашивая воду в розовый цвет. (27)Появилась акула, медленно повернулась, затем исчезла за выступом скалы. (28)Багровый подводный дым мог быть только кровью, разлитой на дне океана. (29)Что там произошло? (30)Индеец посмотрел на своего товарища, но тот неподвижно лежал на спине, ловя воздух широко раскрытым ртом, и бессмысленно глядел в небо.(31)Прошло несколько минут, и ныряльщик наконец пришёл в себя, но как будто потерял дар речи — только мычал, качал головой и отдувался, выпячивая губы. − (32)Говори! — крикнул индеец, с силой тряхнув напарника. (33)Тот покрутил головой и сказал глухим голосом: − (34)Видал морского дьявола, он спас меня от акулы. − (35)Да говори же! — кричали изо всех сил ловцы, собравшиеся возле лодки. − (36)Смотрю — акула, плывёт прямо на меня. (37)Конец мне! (38)Большая, чёрная, уже пасть открыла, сейчас есть меня будет.(39)Вижу: ещё кто-то плывёт. − (40)Другая акула?
-
− (41)Дьявол! (42)Тот самый, который играл с дельфином. (43)Лапы, как у лягушки.(44)Сам блестит, как рыба чешуёй. (45)Поплыл к акуле, сверкнул лапой — шарк! (46)Кровь из брюха акулы… − (47)Чудеса! (48)Чудовище спасает человека! − (49)Это морской бог приходит на помощь бедным, — поправил ныряльщика старый индеец. (50)Весть быстро разлетелась по лодкам, плававшим в заливе. (по А. Р. Беляеву) * * Александр Романович Беляев (1884—1942) — писатель-фантаст. Среди наиболее известных его произведений — научно-фантастический роман «Человек-амфибия», в котором сочетаются научность и занимательность. Это произведение не только об удивительном Ихтиандре, которого молва окрестила «морским дьяволом», оно также о любви и предательстве, благородстве и корысти людей.
-
Использованные материалы
http://pptcloud.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.