Презентация на тему "Описание внешности человека"

Презентация: Описание внешности человека
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Серьезная презентационная работа по русскому языку, которая поможет ученикам научиться делать описание человека, глядя на его внешность. Автор приводит подборку картин разных эпох с краткими описаниями, после чего предлагает детям попробовать сделать это самостоятельно.

Краткое содержание

  • Учимся делать описание внешности человека
  • Подборка портретов разных эпох
  • Примеры описания
  • Работа с текстом
  • Творческая работа
  • Викторина

Содержание

  • Презентация: Описание внешности человека
    Слайд 1

    1

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №16

    Урок развития речи «Описание внешности человека».

    Урок создала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

    Галкович Оксана Вячеславовна ст.Ильинская, 2013

  • Слайд 2

    2

    «Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.» (Рената Литвинова)

  • Слайд 3

    СЛОВО УЧИТЕЛЯ

    3

    На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.

    Проанализируйте следующие портреты.

  • Слайд 4

    4

    Констанс Мари Шарпантье. Мадемуазель Шарлотта дю Валь Дьонь.

    Почему картину можно назвать портретом?

    Опишите внешность художницы.

    Расскажите о героине картины.

    Портреты 18 века.

  • Слайд 5

    5

    Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной.

    Она давно прошла, и нет уже тех глаз

    И той улыбки нет, что молча выражали

    Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.

    Но красоту ее Боровиковский спас.

    Так часть души ее от нас не улетела,

    И будет этот взгляд, и эта прелесть тела

    К ней равнодушное потомство привлекать,

    Уча его любить, страдать, прощать.

  • Слайд 6

    6

    Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками.

    Опишите лицо и позу девочки.

    Ответьте на вопрос: чувствуем ли мы, что девочка позирует художнику.

    Какими деталями достигается данный эффект?

    Портрет 20 века.

  • Слайд 7

    7

    Работа с текстом, записанным на доске.

    … была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх

    (М. Пришвин «Кладовая солнца»).

    - Кто эта «золотая курочка»? Как вы узнали?

    - По портрету литературного героя.

    - Что такое литературный портрет? (ученик сообщает).

    - Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям?

    - Можно. Автор любит Настю, поэтому употребляет слова курочка, носик, монетки, носик чистенький. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Слайд 8

    8

    Работа с текстом, записанным на доске.

    Какие особенности языка в художественном описании?

    Использованы эпитеты (тесно им было), сравнения (как золотая курочка, как золотые монетки),

    метафоры (отливали золотом, лезли во все стороны).

    - Этот текст – художественное описание. Мы видим, как автор относится к герою. Есть эпитеты, метафоры, сравнения.

  • Слайд 9

    9

    Работа с учебником

    Упражнение в учебнике 164

    А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

    Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

    В) Спишите, подчеркните второстепенные члены.

    Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?

  • Слайд 10

    10

    А теперь творческая работа

    Перед вами портрет американского писателя Хемингуэя. Опишите его. Постарайтесь увидеть его внутренний мир.

  • Слайд 11

    11

    Викторина.

    Задание: Определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответить на вопросы: какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?

  • Слайд 12

    12

    викторина

    1.Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх .

  • Слайд 13

    13

    викторина

    2.Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. До меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание.

  • Слайд 14

    14

    викторина

    3.Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик.

  • Слайд 15

    15

    викторина

    4. Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит,

    А сама – то величава,

    Выступает, будто пава,

    А как речь – то говорит,

    Словно реченька блестит.

  • Слайд 16

    16

    Глаза – это зеркало души.

    Варианты описания глаз

  • Слайд 17

    17

    Распределительный диктант

    Наглые, пустые, гневные, ясные, правдивые, злые, удивленные, скорбные, бегающие, внимательные, блестящие, задумчивые.

  • Слайд 18

    18

    Наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души…

    Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».

  • Слайд 19

    19

    Слово учителя.

    А теперь мы с вами побеседуем о послевоенном времени, когда наша страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Многие писатели, поэты и художники писали об этом времени, о жизни и учебе детей. Одним из таких художников является Федор Павлович Решетников. Какие картины этого художника, посвященные детям, вы можете назвать?

    - «Прибыл на каникулы», «Опять двойка».

  • Слайд 20

    20

    - Мы сегодня побеседуем по картине «Прибыл на каникулы».

    Что же выдвинуто на первый план?

    Что вы подметили во внешности мальчика?

    Какие у него глаза? Какова улыбка?

    Что мы можем сказать о его взгляде?

    Что мы можем сказать о его фигуре?

    Как одет мальчик?

    Во что одет мальчик?

    Опишите дедушку. Как он относится к внуку?

  • Слайд 21

    21

    Домашнее задание:

    написать сочинение-миниатюру «Моя мама», «Мой друг, подруга».

    -Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

    -Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.

  • Слайд 22

    22

    Успехов в создании ваших творческих работ!

  • Слайд 23

    23

    Источники информации

    1. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.

    2. Литература: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/Э.Л. Безносов, Е. Л. Ерохина ,Н.Л. Карнаух и др./сост. В. Ф. Чертов.-2-е издание , стереотип.-М.: Дрофа,2007

    8. Слайды 4-6 данной презентации созданы Прокудиной О.Б.

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок развития речи в 7 классе по теме: «Описание внешности человека»

Автор Галкович Оксана Вячеславовна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16

Краснодарского края Новопокровского района

Цель: продолжить знакомство учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности, учить их умению выделять главную информацию; систематизировать приобретенные учащимися знания о главных и второстепенных членах предложения, подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

Задачи:

Образовательная:

дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.

Развивающая:

развивать исследовательские и творческие навыки.

Воспитательная:

привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал

( текст, карточки), фотографии людей. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.

На доске: цели, тема урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, запись даты, темы урока.

-Здравствуйте ,ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте пожелаем гостям и друг другу удачного дня! Посмотрите, какие прекрасные люди окружают нас! Давайте скажем друг другу добрые слова, комплименты!

А сейчас открыли тетради, записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво.

2. Вступительное слово учителя.(слайд № 2)

- Запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.» (Рената Литвинова)

На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.(слайд № 3)

Работа с портретами ( слайды № 4-6)

Работа с текстом, записанным на доске.(слайды № 7-8)

… была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх (М. Пришвин «Кладовая солнца»).

- Кто эта «золотая курочка»? Как вы узнали?

- По портрету литературного героя.

- Что такое литературный портрет? (ученик сообщает).

- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям?

- Можно. Автор любит Настю, поэтому употребляет слова курочка, носик, монетки, носик чистенький. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Какие особенности языка в художественном описании?

- Использованы эпитеты (тесно им было), сравнения (как золотая курочка, как золотые монетки), метафоры (отливали золотом, лезли во все стороны).

- Этот текст – художественное описание. Мы видим, как автор относится к герою. Есть эпитеты, метафоры, сравнения.

4.Упражнение в учебнике 164 (слайд № 9)

А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

В) Спишите, подчеркните второстепенные члены.

Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?

5. А теперь творческая работа (слайд № 10)

Перед вами портрет американского писателя Хемингуэя. Опишите его. Постарайтесь увидеть его внутренний мир.

(Дети могут сказать, что у писателя смелый взгляд. Он умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких

людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым.

6.Слово учителя.(слайд № 11)

А сейчас, ребята мы проведем с вами викторину. Задание: Определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответить на вопросы: какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?

Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх (Митраша из произведения М.Н. Пришвина «Кладовая солнца»).(слайд № 12)

Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. До меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание. (Лидия Михайловна из произведения В.Распутина «Уроки французского»).(слайд № 13)

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик (Герасим из произведения И.С. Тургенева «Муму»).(слайд № 14)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама – то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь – то говорит,

Словно реченька блестит. (царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).(слайд № 15)

7. Слово учителя: В описании внешности нам помогут плакаты с написанными на них пословицами (читаем их):

- А теперь, ребята запишите понравившуюся пословицу в тетради.

Как вы думаете, какая самая выразительная деталь на лице человека?(слайд № 16)

- Глаза

- Да, ребята, глаза. Глаза – это зеркало души.

- Чем различаются глаза?

- Они различаются по цвету, по форме.

- По цвету какими они могут быть?

- Синими, васильковыми, голубыми, серыми.

- Какими же могут быть глаза по форме?

- Большими, маленькими, узкими, широко открытыми.

- Ребята, нас интересует не столько форма и цвет глаз, а сколько глубинная наполненность, их выражение.

- Какие же глаза бывают по своему выражению?

- Задумчивые, злые, внимательные, скорбные.

Слово учителя.(слайд № 17)

Сейчас мы должны распределить слова – определения глаз в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают:

Наглые, пустые, гневные, ясные, правдивые, злые, удивленные, скорбные, бегающие, внимательные, блестящие, задумчивые.

8.Слово учителя.(слайд № 18)

Ребята, как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».

А теперь послушайте отрывок из произведения: « Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»

Мы ничего не знаем о судьбе героя, но о чем мы можем догадаться?

- Что на долю этого человека выпало много испытаний.

- А сейчас мы послушаем небольшое сообщение о человеке, на долю которого выпали эти испытания (ученик рассказывает об Андрее Соколове, главном герое рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»).

- Ребята, я думаю, что вы поняли, почему у Андрея Соколова глаза присыпаны пеплом, наполнены смертной тоской. Да, тяжелые испытания выпали на его долю, забрали у него радость жизни, умертвили глаза. Исказила война человека до неузнаваемости, преждевременно состарила, но не ожесточила. Откуда мы это видим?

- Андрей Соколов нашел в себе силы жить. И не только жить, но и согревать теплом своего приемного сына. Эти два одиноких человека, потерявшие на войне самых близких людей, почувствовали, что они очень нужны друг другу.

- Говорят, возраст дерева определяется количеством колец на срезе, а возраст человека – морщинами да седыми волосами. Только не теми, о которых говорит М. Румянцева в «Балладе о седых» (учащиеся читают стихотворение выразительно наизусть).

- Я думаю, что наши девочки поняли, что седины надо, выстрадав, заслужить, они никогда не будут красить волосы в седой цвет.

9.Слово учителя.(слайды №19-20)

А теперь мы с вами побеседуем о послевоенном времени, когда наша страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Многие писатели, поэты и художники писали об этом времени, о жизни и учебе детей. Одним из таких художников является Федор Павлович Решетников. Какие картины этого художника, посвященные детям, вы можете назвать?

- «Прибыл на каникулы», «Опять двойка».

- Мы сегодня побеседуем по картине «Прибыл на каникулы». Самое главное в своей картине художник обычно рисует крупным планом. Что же выдвинуто на первый план?

- на первом плане мы видим мальчика Суворовского училища, который только что прибыл на каникулы.

- Что вы подметили во внешности мальчика? Какие у него глаза?

- У мальчика сияющие, выразительные, живые глаза (записываем в тетради).

- Какова улыбка?

- Приятная улыбка.

- Что мы можем сказать о его взгляде?

- Взгляд прямой и с любовью устремлен на дедушку.

- Что мы можем сказать о его фигуре?

- У него стройная фигура, хорошая выправка.

- Как одет мальчик?

- Он очень аккуратно одет.

- А сейчас запишите самостоятельно, какие же внутренние черты мальчика раскрываются через его внешность ? (Мальчик живой, жизнерадостный, общительный, веселый, приветливый, любящий, прямой, аккуратный).

- Во что одет мальчик?

- На нем шинель суворовского училища. На голове – шапка – ушанка.

- Опишите дедушку. Как он относится к внуку?

- Дедушка высокий, плотный, бородатый старик. Он ласково смотрит на внука. Одет по-домашнему. Имеет чувство юмора: на приветствие внука он шутливо выпрямился и вытянул руки по швам.

10. Подведение итогов урока.

- Ребята, после нашего разговора о внешности, я думаю, что вы будете более внимательными и наблюдательными по отношению друг к другу, близким, родным, учителям. Вы сможете заметить печальные глаза своего одноклассника, побледневшее лицо мамы или учительницы, слезы в глазах бабушки. Во время перемены не будем кричать, а разговаривать спокойным голосом, так как голос – это тоже деталь нашей внешности .Будьте прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть у вас хорошего – развивайте. Живите так, чтобы вам не бросали в лицо: «Родилась пригожа, да по нраву негожа».

11. Выставление оценок за урок.

12. Домашнее задание.(слайд № 21)

написать сочинение-миниатюру «Моя мама», «Мой друг, подруга».

-Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

-Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.

Урок развития речи в 7 классе по теме: «Описание внешности человека»

Автор Галкович Оксана Вячеславовна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16

Краснодарского края Новопокровского района

Цель: продолжить знакомство учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности, учить их умению выделять главную информацию; систематизировать приобретенные учащимися знания о главных и второстепенных членах предложения, подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

Задачи:

Образовательная:

дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.

Развивающая:

развивать исследовательские и творческие навыки.

Воспитательная:

привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал

( текст, карточки), фотографии людей. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.

На доске: цели, тема урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, запись даты, темы урока.

-Здравствуйте ,ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте пожелаем гостям и друг другу удачного дня! Посмотрите, какие прекрасные люди окружают нас! Давайте скажем друг другу добрые слова, комплименты!

А сейчас открыли тетради, записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво.

2. Вступительное слово учителя.(слайд № 2)

- Запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.» (Рената Литвинова)

На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.(слайд № 3)

Работа с портретами ( слайды № 4-6)

Работа с текстом, записанным на доске.(слайды № 7-8)

… была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх (М. Пришвин «Кладовая солнца»).

- Кто эта «золотая курочка»? Как вы узнали?

- По портрету литературного героя.

- Что такое литературный портрет? (ученик сообщает).

- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям?

- Можно. Автор любит Настю, поэтому употребляет слова курочка, носик, монетки, носик чистенький. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Какие особенности языка в художественном описании?

- Использованы эпитеты (тесно им было), сравнения (как золотая курочка, как золотые монетки), метафоры (отливали золотом, лезли во все стороны).

- Этот текст – художественное описание. Мы видим, как автор относится к герою. Есть эпитеты, метафоры, сравнения.

4.Упражнение в учебнике 164 (слайд № 9)

А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

В) Спишите, подчеркните второстепенные члены.

Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?

5. А теперь творческая работа (слайд № 10)

Перед вами портрет американского писателя Хемингуэя. Опишите его. Постарайтесь увидеть его внутренний мир.

(Дети могут сказать, что у писателя смелый взгляд. Он умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких

людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым.

6.Слово учителя.(слайд № 11)

А сейчас, ребята мы проведем с вами викторину. Задание: Определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответить на вопросы: какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?

Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх (Митраша из произведения М.Н. Пришвина «Кладовая солнца»).(слайд № 12)

Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. До меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание. (Лидия Михайловна из произведения В.Распутина «Уроки французского»).(слайд № 13)

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик (Герасим из произведения И.С. Тургенева «Муму»).(слайд № 14)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама – то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь – то говорит,

Словно реченька блестит. (царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).(слайд № 15)

7. Слово учителя: В описании внешности нам помогут плакаты с написанными на них пословицами (читаем их):

- А теперь, ребята запишите понравившуюся пословицу в тетради.

Как вы думаете, какая самая выразительная деталь на лице человека?(слайд № 16)

- Глаза

- Да, ребята, глаза. Глаза – это зеркало души.

- Чем различаются глаза?

- Они различаются по цвету, по форме.

- По цвету какими они могут быть?

- Синими, васильковыми, голубыми, серыми.

- Какими же могут быть глаза по форме?

- Большими, маленькими, узкими, широко открытыми.

- Ребята, нас интересует не столько форма и цвет глаз, а сколько глубинная наполненность, их выражение.

- Какие же глаза бывают по своему выражению?

- Задумчивые, злые, внимательные, скорбные.

Слово учителя.(слайд № 17)

Сейчас мы должны распределить слова – определения глаз в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают:

Наглые, пустые, гневные, ясные, правдивые, злые, удивленные, скорбные, бегающие, внимательные, блестящие, задумчивые.

8.Слово учителя.(слайд № 18)

Ребята, как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».

А теперь послушайте отрывок из произведения: « Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»

Мы ничего не знаем о судьбе героя, но о чем мы можем догадаться?

- Что на долю этого человека выпало много испытаний.

- А сейчас мы послушаем небольшое сообщение о человеке, на долю которого выпали эти испытания (ученик рассказывает об Андрее Соколове, главном герое рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»).

- Ребята, я думаю, что вы поняли, почему у Андрея Соколова глаза присыпаны пеплом, наполнены смертной тоской. Да, тяжелые испытания выпали на его долю, забрали у него радость жизни, умертвили глаза. Исказила война человека до неузнаваемости, преждевременно состарила, но не ожесточила. Откуда мы это видим?

- Андрей Соколов нашел в себе силы жить. И не только жить, но и согревать теплом своего приемного сына. Эти два одиноких человека, потерявшие на войне самых близких людей, почувствовали, что они очень нужны друг другу.

- Говорят, возраст дерева определяется количеством колец на срезе, а возраст человека – морщинами да седыми волосами. Только не теми, о которых говорит М. Румянцева в «Балладе о седых» (учащиеся читают стихотворение выразительно наизусть).

- Я думаю, что наши девочки поняли, что седины надо, выстрадав, заслужить, они никогда не будут красить волосы в седой цвет.

9.Слово учителя.(слайды №19-20)

А теперь мы с вами побеседуем о послевоенном времени, когда наша страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Многие писатели, поэты и художники писали об этом времени, о жизни и учебе детей. Одним из таких художников является Федор Павлович Решетников. Какие картины этого художника, посвященные детям, вы можете назвать?

- «Прибыл на каникулы», «Опять двойка».

- Мы сегодня побеседуем по картине «Прибыл на каникулы». Самое главное в своей картине художник обычно рисует крупным планом. Что же выдвинуто на первый план?

- на первом плане мы видим мальчика Суворовского училища, который только что прибыл на каникулы.

- Что вы подметили во внешности мальчика? Какие у него глаза?

- У мальчика сияющие, выразительные, живые глаза (записываем в тетради).

- Какова улыбка?

- Приятная улыбка.

- Что мы можем сказать о его взгляде?

- Взгляд прямой и с любовью устремлен на дедушку.

- Что мы можем сказать о его фигуре?

- У него стройная фигура, хорошая выправка.

- Как одет мальчик?

- Он очень аккуратно одет.

- А сейчас запишите самостоятельно, какие же внутренние черты мальчика раскрываются через его внешность ? (Мальчик живой, жизнерадостный, общительный, веселый, приветливый, любящий, прямой, аккуратный).

- Во что одет мальчик?

- На нем шинель суворовского училища. На голове – шапка – ушанка.

- Опишите дедушку. Как он относится к внуку?

- Дедушка высокий, плотный, бородатый старик. Он ласково смотрит на внука. Одет по-домашнему. Имеет чувство юмора: на приветствие внука он шутливо выпрямился и вытянул руки по швам.

10. Подведение итогов урока.

- Ребята, после нашего разговора о внешности, я думаю, что вы будете более внимательными и наблюдательными по отношению друг к другу, близким, родным, учителям. Вы сможете заметить печальные глаза своего одноклассника, побледневшее лицо мамы или учительницы, слезы в глазах бабушки. Во время перемены не будем кричать, а разговаривать спокойным голосом, так как голос – это тоже деталь нашей внешности .Будьте прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть у вас хорошего – развивайте. Живите так, чтобы вам не бросали в лицо: «Родилась пригожа, да по нраву негожа».

11. Выставление оценок за урок.

12. Домашнее задание.(слайд № 21)

написать сочинение-миниатюру «Моя мама», «Мой друг, подруга».

-Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

-Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке