Содержание
-
Особенности логопедической работы при коррекции нарушения чтения у учащихся с задержкой психического развития
Учитель – логопед : Анисимова Л.В МБОУ СОШ № 5
-
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
-
Классификация дислексий
Фонематическая дислексия – связана с недоразвитием функций фонематической системы. Аграмматическая дислексия – обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Семантическая дислексия - проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Оптическая дислексия –связана с недоразвитием зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико – пространственных представлений. Мнестическая дислексия – проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах, нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.
-
Ошибки при чтении у детей с ЗПР
Замены и смешения звуков при чтении: страдают фонетически близкие звуки (звонкие и глухие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав) графически сходные буквы (Х – Ж, П – Н, З – В) Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. Буквы называются поочерёдно, («бухштабируются», нанизываются одна на другую: Р, А, М, А). Искажения звуко-слоговой структуры слова: а) пропусках согласных при стечении; б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения; в) добавлениях звуков; г) перестановках звуков; д) пропусках, перестановках слогов.
-
Ошибки при чтении у детей с ЗПР
Нарушения понимания прочитанного. Проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения. Аграмматизмы при чтении. Проявляется на аналитико-синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
-
Операции чтения
Опознание буквы в ее связи с фонемой. Слияние двух букв в слог. Слияние нескольких слогов в слово. Интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
-
Этапы
1. Аналитический – слоговое чтение. Плохо развита смысловая догадка. 2. Синтетический, т.е. чтение словами. Смысловая догадка будет способствовать беглости чтения. 3. Этап автоматизированного чтения – единицей чтения является целое предложение. Овладение навыками беглого чтения.
-
Основные способы чтения ( В.Г.Горецкий; Л.И. Тикунов).
1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным; прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов.
-
Коррекция нарушения чтения
- обучение слогослиянию; - усвоение знаков препинания; - развитие смыслового чтения; - работа над выразительностью чтения; - развитие понимания и осмысления текста; -нахождение информации, фактов, заданных в тексте: числовых данных, время и место событий, пространственно – временных зависимостей; - деление на смысловые части; - вычленение основных событий и установление их последовательности; - умение подробно и сжато пересказывать текст.
-
Виды упражнений при коррекции нарушения чтения
Ф в о ж о н лц т н я б ю ц й я т ч м т ч й ш ц ч с
-
Чтение слов по слогам, потом целиком ( классификация слоговой структуры по А.К.МАРКОВОЙ)
1 класс: двухсложные слова состоящие из открытых слогов ( бусы, лиса). 2 класс: трёхсложные слова состоящие из открытых слогов ( машина, лопата). 3 класс односложные слова, состоящие из закрытого слога ( кот, дом). 4 класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом ( лимон, диван). 5 класс двусложные слова со стечением согласных в середине слова ( лампа, юбка). 6 класс: двусложные слова из закрытых слогов ( зонтик, медведь). 7 класс: трёхсложные слова с закрытым слогом ( телефон, самолёт).
-
8 класс: трёхсложные слова со стечением согласных ( лягушка, подушка). 9 класс: трёхсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом ( автобус, художник). 10 класс: трёхсложные слова с двумя стечениями согласных ( снежинка, матрёшка). 11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова ( хлеб, слон). 12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова ( бант, волк). 13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных ( скалка, спичка). 14 класс: четырехсложные слова с открытыми слогами ( черепаха, балерина).
-
Восстанови слова, доскажи словечко.
Плачет бедный серый кот,У него болит жи_________! В болоте тонет и ревёт,Неуклюжий беге_______Эту птицу угадай-ка,Над волной парила чай_____На поляне стоит домик,Кто хозяин в доме? гно_____А у папы для красыПод носом пышные у_________Меня лижет прямо в лобикМой щенок весёлый Бо_____
-
Чтение слов, фраз и текстов наоборот – справа налево; чтение сходных слов
ЭСКАЛАТОР – ЭСКАВАТОР ВЕЛОСИПЕД – ВЕЛОСИПЕДИСТ МОТОЦИКЛ – МОТОЦИКЛИСТ ЭКСКУРСИЯ - ЭКСКУРСОВОД
-
Чтение текстов, написанных разным шрифтом или разным цветом.Ввжаркой какой то степи момент были друзья две поспорили криницы и Они один наполнялись из водой них из дал источника, пощёчину который другому протекает Последний где-то чувствуя под боль, землёй написал
-
Картинки вместо слов
-
Поиск слов среди букв.
-
Замени подчёркнутую букву на другую
мука горка хобот танец билет гренка спелый малина кожура
-
Корректировка деформированных предложений
-
Инсценировки
-
Подбор однокоренных слов
Снежинка Снежодом дом домик домище дома надомник
-
Кроссворды
-
Работа с синонимами, антонимами
-
Компьютерные игры
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.