Содержание
-
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
-
Для умственно отсталых детей характерным является: позднее развитие речи, отдельные слова появляются в 2-3 года, фразовой речью дети начинают овладевать лишь после 4-5 лет.
-
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок: долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими, в связи с чем недостаточно точно и четко воспринимает чужую речь.
-
Для того чтобы ребенок умел воспроизводить сложный комплекс артикуляторных движений, необходимо нормальное развитие речевой моторики. Развитие как общей, так и речевой моторики у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно.
-
В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у умственно отсталых детей с большим трудом формируются языковые обобщения, замедленно усваиваются закономерности языка.
-
Л.Г.Парамонова выделяет несколько причин большой распространенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. Первая причина -общее недоразвитие познавательной деятельности оказывает свое отрицательное влияние на овладение звуковым составом речи.
-
- большое количество нарушений звукопроизношения определяется недоразвитием фонематического восприятия, процесса дифференциации, различения фонем. Вторая причина
-
недоразвитие как общей, так и речевой моторики. Формирование правильного произношения звуков речи невозможно без достаточного развития тонких, координированных, точных движений речевого аппарата, а у большой части умственно отсталых детей встречаются значительные нарушения общей и речевой моторики: параличи, парезы, гиперкинезы и т.п. Третья причина
-
- аномалии в строении артикуляторного аппарата. Четвертая причина
-
У детей-олигофренов имеется недоразвитие и лексико-грамматического строя речи. Наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря - активный словарь гораздо меньше по объему.
-
многие номинативные слова употребляются в активном словаре неточно. отмечается неточность употребления самых простых слов, отсутствие дифференциации в обозначении сходных предметов. пальто, шубу, плащ некоторые дети называют словом пальто.
-
В речи умственно отсталых наблюдаются вербальные замены. В основном дети заменяют слова, близкие семантически, обозначающие предметы одной группы. При этом названия нескольких сходных предметов заменяются одним наиболее употребительным словом. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения самих предметов.
-
У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда, овощи, фрукты). Дети неправильно обозначают детенышей животных (щенок - "собачоночек", "собачонок", "шененок"; жеребенок - "лошаденок"). используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета, цвета (красный, синий, зеленый), величины предметов (большой - маленький), вкус (сладкий - горький).
-
Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в большом количестве аграмматизмов, трудности выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.
-
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста наблюдаются нарушения в синтаксических структурах предложений, недостаточно развиты морфологические обобщения, процессы словоизменения и словообразования.
-
усвоение падежей умственно отсталыми детьми осуществляется в основном в той же последовательности, что и у детей с нормальным интеллектом, но в значительно поздние сроки.
-
Падежные окончания множественного числа усваиваются труднее, чем падежные окончания единственного числа. Долгое время неусвоенными оказываются типы склонений. В некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множественного числа различных склонений ("много рыбков", по аналогии с много домов). Особенно трудным для умственно отсталых детей является усвоение согласования прилагательного с существительным среднего рода
-
Несформированность функции словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования, но количество суффиксов, использующихся для словообразования, невелико (-ик, -очек, -чик, -онок, -ёнок, -ок, -ят-, -к-).
-
Наиболее характерными для младших школьников являются простые нераспространенные предложения. Встречающиеся распространенные предложения включают чаще всего только прямое дополнение (Мальчик везет санки), иногда обстоятельства места (Дети идут в школу).
-
В связной речи умственно отсталых детей часто встречаются назывные, а также неполные предложения. В предложениях отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, либо и подлежащее и сказуемое.
-
недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи у разных категорий умственно отсталых детей различно. у некоторых детей это недоразвитие носит менее выраженный характер. У них не нарушена произносительная сторона устной речи, не отмечаются выраженные и стойкие аграмматизмы. Однако с точки зрения семантики и лексико-грамматического оформления их речь все же отличается от речи детей с нормальным интеллектом прежде всего примитивностью, недоразвитием сложных семантических и грамматических уровней формирования речи. Таким образом, в этом случае общая картина недоразвития устной речи обусловлена в основном умственной отсталостью, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности.
-
Речевые нарушения у умственно отсталых детей очень разнообразны по своим проявлениям. Симптоматика речевой патологии определяется как степенью умственной отсталости, так и наличием локальной патологии речевых систем, нарушением деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.
-
В связи с этим многие авторы выделяют две основные группы умственно отсталых детей: умственно отсталые дети с недоразвитием речи; умственно отсталые дети с атипичной олигофренией, осложненной речевыми нарушениями. У второй группы умственно отсталых детей, кроме общего недоразвития речи, связанного с умственной отсталостью, имеется и специфическая речевая патология (дизартрия, ринолалия, алалия и т.д.).
-
Умственное действие в процессе своего формирования проходит ряд этапов. На первом этапе оно осуществляется с опорой на внешние средства, отмечается "материализация действия". Умственное действие здесь выступает в форме развернутого внешнего действия, внешнее действие является максимально развернутым по составу операций.
-
На втором этапе умственное действие осуществляется с опорой на устную речь. Развернутая практическая деятельность постепенно сокращается. На этом этапе ребенок производит счетные операции устно, без опоры на внешние действия с предметами.
-
на третьем этапе действие еще более сокращается, т.е. выполняется на другом уровне, во внутреннем, умственном плане. Здесь происходит интериоризация действия, превращение его во внутреннее, умственное. Ребенок осуществляет счетные операции в уме, про себя.
-
Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие (бедность словаря, дефектное произношение, неточное, малодифференцированное слуховое восприятие звуков речи, низкий уровень фонематического развития, несовершенство лексико-грамматического строя), психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыком чтения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.