Презентация на тему "Характеристика нарушений чтения умственно отсталых детей"

Презентация: Характеристика нарушений чтения умственно отсталых детей
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Характеристика нарушений чтения умственно отсталых детей" по педагогике, включающую в себя 17 слайдов. Скачать файл презентации 0.08 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Характеристика нарушений чтения умственно отсталых детей
    Слайд 1

    ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

    Выполнила студентка 442 группы …

  • Слайд 2

    Умственно отсталый ребенок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник.

    Однако умственно отсталые дети, по данным.Г.Я. Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме. Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми характеризуется качественным своеобразием и оп­ределенными трудностями (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова).

  • Слайд 3

    Большую трудность для этих детей представляет:

    усвоение букв из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зритель­ного анализа и синтеза, слияние звуков в слоги.

  • Слайд 4

    У умственно отсталых детей в процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия не существует доминирующих букв.

    способность звуко-слогового синтеза снижена замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. ещё большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текста.

  • Слайд 5

    Смысловые догадки:

    Г.Я.Трошин отмечает, что у умственно отсталых гораздо чаще наблюдается чтение слов по догадке, чем у нормаль­ных детей. По мнению же М.Ф.Гнездилова, смысловые догадки в процессе чтения проявляются у умственно отсталых детей очень слабо. Оба автора указывают на большое количество, по сравнению с нормальными детьми, ошибок в процессе чтения.

  • Слайд 6

    Букварный период во вспомогательной школе занимает более длительный отрезок времени.

    в массовой школе букварный период заканчивается в декабре во вспомогательной он длится до конца учебного года, а иногда усвоение букв продолжается и во 2-м классе не все умственно отсталые дети овладевают навыком чтения слов, предложений по букварю.

  • Слайд 7

    Среди школьников 1-2-х классов вспомогательныхшкол отмечается большое количество детей со специфическими стойкими нарушениями чтения.

    по даннымК.Аверино-Жакке, почти у 70% детей с умственной отсталостью в степени средней дебильности обнаруживаются дислексии

  • Слайд 8

    По данным отечественных учёных:

    у 62%. учеников 1-х классов вспомогательной школы отмечаются нарушения чтения Во 2-х шассах 25% детей имеют дислексии Таким образом, во 2-х классах нарушения чтения встречаются в 2,5 раза реже, чем в 1 -х.

  • Слайд 9

    Ошибки чтения, встречающиеся у учеников 1-го класса

    Полное незнание букв. Полное незнание букв, словами, начинающимися с соответствующих звуков Незнание большого количества букв Замены сходных по начертанию букв Недифференцированные замены букв, например

  • Слайд 10

    При чтении изолированных слогов могут быть следующие ошибки:

    Побуквенное чтение слогов без последующего слияния с последующим слиянием звуков Замены слогов другими слогами, отличающимися лишь гласными звуками, при этом слоги читаются слитно, замены слогов слогами с гласным, при этом согласный звук слога воспроизводится правильно Замены согласного звука в слоге гласный звук воспроизводится правильно, слоги читаются побуквенно с последующим слиянием, все буквы читаемого слога называются правильно. Однако при последующем слитном их воспроизведении согласный звук слога заменяется. Замены слогов с твердыми согласными слогами с мягкими согласными звуками

  • Слайд 11

    При чтении слов наблюдаются следующие нарушения:

    Побуквенное чтение слогов в слове с последующим слиянием их воспроизведения. Прочитанное таким способом слово осмысливается. Побуквенное чтение слов с последующим слиянием, но без их осмысления. Слоговое чтение и понимание только фонетичес­ки простых слов Слово читается правильно, но воспроизводитсяповторно какой-то бессмысленный слог, включающий некоторые звуки данного слова При чтении слов первый слог читается правильно, второй же заменяется слогом, не соответствующимнапечатанному Не читается конечная согласная слова, конечная гласная

  • Слайд 12

    В словах, как и в слогах, твердые согласные заменяются мягкими. В конце слова после согласного добавляется гласный звук. Пропуски согласных при их стечении или слово заменяется другим, более простым Добавления гласных звуков между согласными при их стечении Перестановки звуков в обратных слогах Неустойчивое искаженное прочтение слова, когда читаемое слово воспроизводится неправильно и заменяется другим словом или звукосочетанием, сходным по звуко-буквенному составу Замедленное чтение, когда забываются звуки и слово воспроизводится искаженно Побуквенное чтение слогов слова без последую­щего слияния: называются буквы, составляющие слово, само слово не осмысливается. Побуквенное чтение с хорошим пониманием про­читанного Побуквенное чтение с последующим слитным воспроизведением, но не адекватным напечатанному, а лишь содержащим некоторые звуки, входящие в состав предъявленного слова. Перестановки слогов при воспроизведении сло­ва, прочитанного побуквенно Замены слова при чтении бессмысленными соче­таниями, включающими звуки предъявленного слова Затруднения в осмысливании правильно прочи­танных слов. В этом случае слово узнается лишь после многократного его повторения.

  • Слайд 13

    При чтении предложений и текста отмечаются следующие ошибки:

    Замедленное и искаженное воспроизведение читаемого, вследствие чего нарушается понимание прочитанных предложений. Побуквенное чтение при хорошем понимании читаемого текста. Затрудненное понимание текста при послоговом способе чтения, а также при технически правильном. Неправильное воспроизведение прочитанных предложений при послоговом чтении. При повторении предло­жения дети воспроизводят лишь последнее его. слово.

  • Слайд 14

    Ошибки чтения, встречающиеся у учеников 2-го класса

    В результате несформированности синтеза слогов в слово невозможность чтения слогов и слов при усвоении всех букв. Побуквенное чтение с правильным слитным последующим повторением слов и с хорошим пониманием прочитанного. При побуквенном чтении прочитанное слово в предложении не соотносится с его значением, при повторении заменяется другим словом, в какой-то степени сходным по звучанию Замены слов другими словами Вставки согласных звуков Добавление гласного звука между двумя согласными при стечении Опущение конечной гласной Перестановки звуков Замены гласных при чтении Взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих Пропуски букв при стечении согласных, в ре­зультате чего происходит замена слова бессмысленными звукосочетаниями Нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу: слово со стечением согласных заменяется фонетически более простым словом

  • Слайд 15

    Таким образом, нарушения чтения у учащихся 1-2-х классов вспомогательной школы можно представить в виде следующих типичных проявлений:

    неусвоение букв побуквенное чтение искажения звуковой и слоговой структуры слова нарушения понимания читаемого.

  • Слайд 16

    Общие выводы

    Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в процессе формирования навыка чтения. Особенно многочисленны нарушения чтения у учеников 1 -2-х классов. Основные проявления нарушений чтения у учеников вспомогательных школ могут быть представлены в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания прочитанного.Характер проявлений нарушений чтения определяется как механизмом, видом дислексии, так и этапом формирования навыка чтения у детей. Нарушения чтения у умственно отсталых детей обусловлены различными этиопатогенетическимй факторами. Так,у детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи,лексики, грамматического строя речи. В зависимости от зтйопатогенетических факторов можно выделить следующие видыдислексии: фонематические, оптические, мнестические, семантические, аграмматические.

  • Слайд 17

    Фонематические дислексии в зависимости от ихпатогенеза подразделяются на дислексии, связанные с несформироваиностью слухопроизносительной дифференцации фонем, и дислексии, связанные с недоразвитием функции фонематического анализа. Основными факторами, вызывающими оптические дислексии, являются нерасчлененность зрительного восприятия, трудность узнавания и различения сходных форм, несформированность пространственных представлений. Семантические дислексии обусловлены неумением устанавливать синтаксические связимежду словами в предложении, а также несформированностью звуко-слогового синтеза. Мнестические дислексиивызываются нарушениями памяти. Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматического строя. Наиболее распространенными среди умственно отста­лых школьников являются фонематические дислексии. Дислексии у умственно отсталых детей не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями, письма. Нарушения, чтения не являются статическими, аимеют характер функционально динамических отклоненийв развитии ребенка.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке