Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по русскому языку для начальной школы. В данной работе рассматриваются особенности склонения имен существительных на -ие, - ия, -ий. Педагог приводит наглядные примеры такого "поведения" существительных и предлагает детям попробовать совладать с ними самостоятельно.
Краткое содержание
Изучаем особенности склонения существительных на -ие, -ия, - ий
Особенности изменения существительных на -ие, -ия, -ий
Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 256
с углублённым изучением отдельных предметов г. Фокино Приморский край
Урок русского языка в 5 классе по УМК Бабайцевой
pptcloud.ru
Слайд 2
Объясните различие в написании окончаний существительных
Быть на площадкЕ и на площадИ;
нежиться в кроваткЕ и в кроватИ;
ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ
Слайд 3
Говорящие имена
Имена и фамилии многих героев не являются случайными. В повести
Н. Носова Приключение Незнайк… и его друзей автор размышляет о хвастунишк… Незнайк.., умнице Знайк…, художник.. Тюбике, о любител.. поесть Пончик.., о беспечности Растеряйк… и угрюмост.. Ворчуна.
Слайд 4
Сравните слова в парах Чем они различаются? Чем схожи?
Марья – армия;
поверье – доверие;
сарай – планетарий.
Тв. п.:
Марьей – армией;
поверьем – доверием;
сараем - планетарием
Слайд 5
Грамматические задачи
Найдите «лишние» слова, вставив окончания.
В расписани.., в оранжере.., в гварди.., на свидани.., на побережь… .
Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже: Наташа, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.
Писать ( к кому?) к…
Слайд 6
Объяснение домашнего задания
Упр. 67, §76
Слайд 7
Использованнные материалы
Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004
Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2003
pptcloud.ru
Посмотреть все слайды
Конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
№ 256 ГО ЗАТО город Фокино»
Приморский край
Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой
Особенности склонения существительных на -ие, -ия, -ий
7. - Склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного? (Постоянный).
- Выполните морфологический разбор существительного «о хвастунишке».
(о хвастунишке – существит., обозначает предмет, отвечает на вопрос « о ком?», н.ф. хвастунишка, нариц., одуш., общего рода, 2 скл., в форме ед.ч. п.п., дополнение).
8. Объяснение нового материала.
- Сравните слова в парах. Чем они различаются? Чем схожи? (слайд 4)
(Оба слова в паре относятся к одному склонению, но имеют разные основы.)
- Чтобы это увидеть, поставим слова в тв.п. и выделим окончания.
- У существительных сосновой на –И в п.п. всегда пишется два «И».
Поставим эти существительные в п.п.
(о Марь + Е, но об армии + И; о поверь + Е, но о доверии + И; о сара + Е, но о планетарии + И).
- У существительных ж.р. на – ИЯ в д.п. тоже пишется окончание –И.
Сравните: обратиться к Марь + Е и обратиться к Мари + И
Грамматические задачи (слайд 5).
- Почему у одних существительных окончание –Е, а у других = И?
- В русском языке можно встретить две похожие формы существительных с разными окончаниями: мечтать о счастьЕ и счастиИ. Чем вы объясните это явление? (Счастье – современная форма, счастие – устаревшая).
10. Распределите слова на две группы: 1) с окончанием - Е; 2) с окончанием - И.
О батарее, в армии, в галерее, в музее, об урожае, в стихотворении, на собрании, в решении.
11. Обозначение орфограммы.
- Что является условием выбора гласной в окончании этих слов? (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ). Обозначьте орфограмму в словах предыдущего задания, подчеркивая условия выбора двумя чертами.
12. Изложение-миниатюра.
На космической станции, где долго живут космонавты, много всякой еды. Есть там борщи, окрошки, шашлыки, котлеты, компоты. Но нет ни одной ложки – ни большой, ни маленькой.
(Из журнала «Мурзилка»)
13. Подведение итогов урока.
Объяснение домашнего задания (слайд 6).
Использованные материалы:
Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004
Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2003
7. - Склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного? (Постоянный).
- Выполните морфологический разбор существительного «о хвастунишке».
(о хвастунишке – существит., обозначает предмет, отвечает на вопрос « о ком?», н.ф. хвастунишка, нариц., одуш., общего рода, 2 скл., в форме ед.ч. п.п., дополнение).
8. Объяснение нового материала.
- Сравните слова в парах. Чем они различаются? Чем схожи? (слайд 4)
(Оба слова в паре относятся к одному склонению, но имеют разные основы.)
- Чтобы это увидеть, поставим слова в тв.п. и выделим окончания.
- У существительных сосновой на –И в п.п. всегда пишется два «И».
Поставим эти существительные в п.п.
(о Марь + Е, но об армии + И; о поверь + Е, но о доверии + И; о сара + Е, но о планетарии + И).
- У существительных ж.р. на – ИЯ в д.п. тоже пишется окончание –И.
Сравните: обратиться к Марь + Е и обратиться к Мари + И
Грамматические задачи (слайд 5).
- Почему у одних существительных окончание –Е, а у других = И?
- В русском языке можно встретить две похожие формы существительных с разными окончаниями: мечтать о счастьЕ и счастиИ. Чем вы объясните это явление? (Счастье – современная форма, счастие – устаревшая).
10. Распределите слова на две группы: 1) с окончанием - Е; 2) с окончанием - И.
О батарее, в армии, в галерее, в музее, об урожае, в стихотворении, на собрании, в решении.
11. Обозначение орфограммы.
- Что является условием выбора гласной в окончании этих слов? (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ). Обозначьте орфограмму в словах предыдущего задания, подчеркивая условия выбора двумя чертами.
12. Изложение-миниатюра.
На космической станции, где долго живут космонавты, много всякой еды. Есть там борщи, окрошки, шашлыки, котлеты, компоты. Но нет ни одной ложки – ни большой, ни маленькой.
(Из журнала «Мурзилка»)
13. Подведение итогов урока.
Объяснение домашнего задания (слайд 6).
Использованные материалы:
Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004
Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2003
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.