Содержание
-
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Пискарева Ольга Владимировна
-
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Задачи: – сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; – совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; - повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и . привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
-
« Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М. Бехтерев
-
Что же такое пальчиковые игры?
Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
-
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. Как правило это известные детям потешки, прибаутки, простые четверостишья. В процессе их проговаривания включается работа рук, касание частей тела, поглаживание, постукивание, соединение пальцев.
-
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
-
Традиционные:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (растирания – движение должно быть, как при намыливании и мытье рук;разминание суставов- резко сжать пальцы в кулак и медленно разжать и т. д.) 2. Графические упражнения (штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда)
-
3. Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Мы делили апельсин», «Домик для зайчат», «Я гуляю во дворе»)
-
4. предметная деятельность (игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём)
-
5. Игры(мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек). 6. Игры на развитие тактильного восприятия («Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»).
-
6. кукольные театры(пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней)
-
Нетрадиционные:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д ;
-
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИУпражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,А потом обратно, чтоб стало мне приятно.- Научился два ореха между пальцами держать.Это в школе мне поможет буквы ровные писать.- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
-
КАРАНДАШИКарандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.Непременно каждый пальчик быть послушным научу.Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
-
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИКГладила мама – ежиха ежат:«Что за пригожие детки лежат!
-
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИЭти шарики беремИми ручки разомнем.Каждый шарик не простой -Этот с солью, с рисом тот.Меж ладошками кладемИм ладошки разотрем.Вверх и вниз его катаемСвои ручки развиваем!Можно шар катать по кругу,Перекидывать друг другу.Раз, два, три, четыре, пять -Нам пора и отдыхать!
-
ЧЁТКИ (БУСЫ)- Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.- Катать бусины между ладоней:Покатаю я в руках бусинки – горошки.Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.- Нанизывать бусины на леску:Я сижу, но не скучаю,Бусы маме собираю.Нанизала бусы я -Рада мамочка моя!
-
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ -Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10; - Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
-
2. Игры с пальцами с использованием разнообразного материала.
-
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИВзять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев.Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,А тебе печь топить, а тебе тесто месить,А малышке песни петь, песни петь да плясать,Родных братьев потешать.
-
КРУПА - В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки: Я помощницей расту. Своей маме помогу. Я крупу переберу, рис от гречки отберу! - Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно): Я горошины возьму, выложу дорожку. Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
-
- Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:Мы тесто месили, мы тесто месили:Нас тщательно всё промесить попросили.Но сколько не месим и сколько ни мнём,Комочки опять и опять достаём.
-
ВЕРЁВКА
- ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ (Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки п пальцами, на каждый узел называть день недели, месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи и т.д.) - ВЕРЁВОЧКИ Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру) Для своей сестрички я плету косички Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
-
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМДве пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу приговаривая:Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной поры!
-
ПОЛИЭТИЛЕН Кусочки размером примерно как носовой платок и детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок: У меня живет проглот - Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота
-
Таким образом,
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: - универсальность - можно играть в любом месте в любое время; - кратковременность - обычно не более 2-5 минут; - наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
-
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: -дети становятся более активными в общении; -ясно и последовательно выражают свои мысли; -используют в речи образность, точность языка; -умеют выражать свое отношение к окружающему.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.