Содержание
-
«Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе».
Составила Тихонова Светлана Ханифовна, учитель русского языка и литературы
-
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
-
Системный подход по подготовке к ОГЭ делю на два основных этапа:
-
1. Анализ результатов ОГЭ-2019 (информация с сайта ИРО).
Анализ экзаменационных работ показывает, что у большинства выпускников 9-х классов сформирован комплекс умений, необходимых для написания сжатого изложения, но наблюдается тенденция к понижению уровня компетенции понимания и сжатого воспроизведения текста. Статистические данные показывают, что средний процент выполнения всех заданий, предполагающих работу с текстом и работу с языковыми явлениями (КИМы№№ 2–14), в 2019 году составил 64,9 %. Это свидетельствует об удовлетворительном уровне освоения девятиклассниками большинства тем школьной программы, однако эти результаты ниже, чем те, что были продемонстрированы экзаменуемыми в 2018 году (66,4 %).
-
При этом очевидно, что разные элементы содержания представляют разную степень трудности для выпускников IХ классов. В 2019 году не вызвали затруднений у выпускников такие тестовые задания, как задание 5 «Правописание суффиксов разных частей речи, правописание Н и НН в различных частях речи» (процент выполнивших – в регионе 81 %); задание 4 «Правописание приставок, слитное, дефисное, раздельное написание» (процент выполнивших – 77,8 %); задание 7 «Словосочетание (процент выполнивших в регионе – 75,7 %); задание 10 «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения» (процент выполнивших в регионе – 74,5 %). В 2019 г. экзаменуемые Иркутской области столкнулись с некоторыми затруднениями при выполнении задания 2 «Смысловая и композиционная целостность текста». Еще менее успешно (процент выполнения в среднем по региону 63,1 %) было выполнено задание 6 «Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению», Значительные трудности испытывали экзаменуемые при выполнении задания 3 (процент правильных ответов по региону – 63,2 %), задания 13 (средний процент выполнения по региону – 63,2 %) и задания 14 (средний процент выполнения по региону – 65,7 %). Эти результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности умения производить синтаксический анализ сложного предложения. По результатам экзамена 2019 года обращает на себя внимание большое количество ошибок по сравнению с остальными заданиями тестовой части при выполнении задания 12 (47,7 % правильных ответов), задания 11 (52,7 %), а также задания 8 (52,9 %) и задания 9 (55,4 % правильных ответов).
-
При выполнении такого задания основной причиной ошибок у выпускников со слабым уровнем подготовки чаще всего становится невладение лингвистической терминологией. Причиной же ошибок у экзаменуемых со средним и высоким уровнем подготовки зачастую становится недостаток знаний не только в области синтаксиса, но и морфологии: например, неумение отличать причастия и деепричастия (в качестве наиболее частых способов выражения обособленных определений и обстоятельств) от других частей и различать их между собой. Еще одна распространенная причина ошибок невнимательность при выполнении задания. Сочинение. На основании приведенных данных на сайте ИРО можно сделать вывод о том, что в целом уровень компетенций экзаменуемых в создании текста (СОЧИНЕНИЕ) в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом остался практически на прежнем уровне. Данные компетенции у экзаменуемых сформированы в достаточной степени.
-
Актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка является проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Важные стороны этой проблемы – обучение восприятию текста и обучение связной письменной речи в курсе русского языка. Используя современные методики, необходимо добиваться того, чтобы обучающиеся овладели основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире; жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьёзное внимание. Обучение свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе; проблема повышения уровня орфографической грамотности на современном этапе не может быть решена в отрыве от освоения таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика. Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным; с использованием этих же подходов следует решать также проблему повышения уровня пунктуационной грамотности. При обучении синтаксису и пунктуации следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания в продуктивной речевой деятельности. Необходимо добиваться осознанного подхода обучающихся к употреблению знаков препинания, формируя представления об их функциях в письменной речи.
-
ЗАДАЧИ, которые мы ставим перед собой, исходя из анализа результатов ОГЭ-2019: 1)тщательно изучить и обсудить изменения КИМ-2020 и более точно следовать рекомендациям государственного образовательного стандарта и школьных программ по русскому языку; 2) обсудить на заседаниях методических объединений опубликованные на сайте ФИПИ аналитические и методические материалы, в том числе методические материалы для экспертов предметных комиссий; 3) учителям русского языка учитывать критерии оценивания письменной работы по русскому языку при проверке творческих работ, а также при проведении промежуточной аттестации обучающихся; 4) при систематической подготовке обучающихся к ОГЭ использовать аналогичные виды заданий в процессе промежуточного контроля; 5) проанализировать дидактическое и методическое обеспечение языкового образования в образовательных организациях, его соответствие рекомендациям Министерства образования и науки РФ, министерства образования Иркутской области;
-
6) на уроках русского языка и литературы учителям необходимо усилить работу по развитию речи обучающихся,а именно: - усиливать внимание на формирование коммуникативных умений и навыков, связанных с развитием способности выражать мысли в рамках заданного стиля и типа речи; - уделять внимание отработке навыков анализа языковых единиц и уместного употребления их в речи; разнообразить на уроках работу с текстами разной степени сжатости; - включать в работу выполнение упражнений на понимание прочитанного текста; - обращать особое внимание на построение текстов-рассуждений; проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса школьников; - изучать с обучающимися критерии оценивания письменных работ и практиковать взаимопроверку и самопроверку работ школьников по критериям проверки работ ОГЭ; - организовывать на уроках активную работу школьников со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов, справочниками).
-
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: лингвистическую; языковую; коммуникативную.
-
2. Определение направлений работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ: формирование уверенности и положительной самооценки, развитие мотивации и целеполагания, формирование умения решать задания разного уровня, развитие самоконтроля.
-
1)Психологический настрой учащихся. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: -сомнение в полноте и прочности знаний; -сомнение в собственных способностях; -неумение анализировать,концентрировать и распределять внимание; -быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе. Учитывая эти причины, провожу с ребятами беседы, настраиваю на положительный результат, учитывая положительный опыт выпускников прошлых лет; подключаю к работе в этом направлении родителей.
-
2) Создание методической базы.
Приобретаем учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со специфи- кацией 2020 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Я использую в своей работе следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ-2020. Типовые тестовые задания» , « Итоговое собеседование» Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.; «Русский язык. Типовые экзаменационные вари анты», И.П.Цыбулько
-
3) Применение ИКТ.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также ресурсы интернета), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену. Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
-
Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты НЕЗНАЙКА.РУ, РЕШУ ОГЭ, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ». Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ-2020. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.
-
4) Работа с текстом.
Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 5 классе, программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).
-
Использую тестовые технологии в разных классах с 5 по 9 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
-
5) Собственное высказывание на заданную тему.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Для того, чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения. Пишем сочинение по составленному мной алгоритму.
-
6) Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ.
Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе направлен на развитие умений и навыков выполнения заданий ОГЭ, повышения «орфографической зоркости». В чем суть? На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
-
7) Диагностика уровня подготовки учащихся.
С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и повышенного уровня. Учитывая особенности технологии дифференцированного подхода, провожу консультации по подготовке к ОГЭ. На консультациях отрабатываем (репетируем) задания устной части ОГЭ по русскому языку Итогового собеседования.
-
8) Индивидуальные папки-тетради учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты,памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
-
Заключение.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: намнеобходим качественный результат.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.