Содержание
-
Пишем сочинения в разных жанрах
-
Маршрутный лист
Классификация жанров Заметка Репортаж Интервью Дискуссия Статья Журналистское расследование Рецензия Очерк Эссе фельетон
-
-
Заметка-это краткое сообщение о новом факте или событии.В самом названии заложена ее суть:заметить-значит выделить что-то из окружающей жизни. Её размер колеблется от десятка до сотни строк.Поводом для написания и опубликования заметки служит либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни.Автор сообщает, что произошло, где, когда, с кем, как, почему, выделяя главную мысль.Важнейшее требование к заметке-оперативность. Средства выразительности-оценочные наименования предмета речи,элементы интервью и репортажа, инверсия. Украшение заметки-удачный, не шаблонный заголовок. Заметка
-
Выпишите заголовки заметок в любом номере газеты.Проанализируйте их синтаксическую структуру. Все ли заголовки удачны? Оформите сообщение о каком-нибудь интересном факте в жанре заметки. Постарайтесь выделить тему, оттенить новизну факта. Задания для учащихся
-
Репортаж дает наглядное представление о событии или интересном факте. Автор репортажа- человек, сам наблюдавший событие или участвующий в нем. Отсюда- эффект авторского присутствия.В отличии от заметки, репортаж изображает событие как процесс. Зачин «вводит» читателя в обстановку, делает её «видимой», ощутимой, определяет отношение к изображаемому и интерес к дальнейшему.Центральная часть репортажа-рассказ о событии. Концовка содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя. Репортаж может иметь повествовательный и описательный характер. Основные изобразительные средства-метафора,эпитет,ирония, глаголы чувств и мысли, создающие зримую и слышимую картину события. РЕПОРТАЖ
-
Сравните тексты заметок и репортажей. Какие различия в изображении событий в текстах разных жанров вы обнаружили? Вы организатор журналистского рейда по проблеме «Пермский край в 2006 году». Назовите объекты рейда, определите темы. Напишите репортаж. ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
-
Интервью-изложение событий, передача информации в диалогической форме.Содержание интервью составляют ответы собеседника на вопросы журналиста. ЗАДАЧИ интервью:1)получение новой информации; 2)обсуждение общественно важных проблем;3)создание объёмного образа человека. Структура интервью:зачин(представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа-основная часть-концовка(вывод, обращение к адресату, «прощание» собеседником). Основная часть представляет собой диалогическое единство, образуемое следующий друг за другом и вытекающими одна из другой репликами. Интервью
-
Определите достоинства и недостатки какой-нибудь передачи- интервью. Вам нужно взять интервью у одного из педагогов. Обоснуйте выбор кандидатуры, сформулируйте 8-10 вопросов к интервьюируемому и представьте предполагаемый текст. Задания для учащихся
-
Дискуссия-аналитический жанр, в котором демонстрируется столкновение различных,как правило, противопоставленных точек зрения.Дискуссия чаще всего готовится, но может возникнуть непредвиденно и быть неподготовленной. Основные цели дискуссии: выявить суть спорного вопроса, четко обозначить все точки зрения, привести к согласию, убедить. Цель ведущего- создать и поддерживать доброжелательную, конструктивную атмосферу. Виды аргументов, используемые в дискуссиях: -фактологические(проверенные, точные): научные и документальные факты; примеры( из жизни, из книг); -ценностные:( законы; мнения экспертов,очевидцев; высказывания известных личностей; народная мудрость; священное писание). . Дискуссия
-
Вам предстоит провести дискуссию на тему «Отцы и дети: гармония, сосущест- вование, вечный конфликт?» Обоснуйте актуальность этой проблемы. Задания для учащихся
-
Статья- аналитический жанр, предметом исследования в котором оказывается важная общественная проблема. Задача статьи- при- влечь внимание людей к этой проблеме, убедить их в справедли- вости или ошибочности какой-то мысли. Обоснование основной мысли осуществляется разными видами аргументов: объяснение причины; объяснение следствия; объясне- ние цели; обоснование с помощью аналогии; опровержение с по- мощью аналогии; опровержение антитезиса или аргумента. Статьи могут иметь различную структуру. В зависимости от то- го, как они ориентированы на полемику, выделяются два типа стат- тей: 1)без элементов полемики и 2) с элементами полемики. Статья
-
Напишите статью «Роль классики в жиз- ни человека». При написании старайтесь вести диалог с предполагаемым адресатом, учитывайте его возможное несогласие с вами. Задания для учащихся
-
Журналистское расследование можно отнести к числу наиболее популярных жанров в современных средствах информации. Оно привлекает внимание постановкой острых социальных проблем- преступности, коррупции, наркомании и т.д. Журналистское рас- следование близко стоит к таким жанрам, как статья и судебный очерк. Задача публикации- всестороннее исследование, изучение отри- цательного социального явления, трагического факта с тем, чтобы привлечь внимание общественности, добиться объективной право- вой оценки Журналистское расследование
-
Найдите в подшивках газет материалы, которые подготовлены в жанре журналист- ского расследования.Какие проблемы под- нимает автор? На какие факты обращает внимание? Какие выразительные средства используются в тексте? Задания для учащихся
-
Рецензия- жанр газетно-журнальной публикации, цель которого- разбор и оценка нового художественного произведения. В рецен- зии на книжное издание обычно дается его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной про- блематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. Рецензия, охватывающая ряд произведений, объединенных по ка- кому-либо признаку, перерастает в обозрение или обзор. Виды аргументов в рецензии: представление первичного текста( цитирование, пересказ текста, описание картины, кадра, звучание музыки, игра актеров, и т. д.), его анализ, мнение других лиц( письма читателей, отзывы специалистов, суждения известных деятелей литературы и искусства, описание реакции реципиента). Рецензия
-
Напишите рецензию на одно из произведений современной литературы. Составьте план.Постарайтесь избежать самой распространенной ошибки- не заменять анализ произведения пересказом его содержания. Задания для учащихся
-
Очерк- публицистический жанр, в котором рассказывается о реально существующих людях, о конкретных событиях. Ха- рактерные признаки жанра: активность авторского «я», разные формы выражения оценки, изобразительность письма. Варианты начала очерка: описание места действия, внешно- сти героя, среды; эпизод из детства героя, ярко характеризую- щий личность, легенда, основная мысль которой становится основной идеей текста и т.д. Очерк
-
Опишите человека в минуту гнева, печали, удивления. Что в мимике человека проявляется особенно ярко? Опишите в жанре очерка одного из современных политиков. Задания для учащихся
-
Эссе- художественно- публицистический жанр, представляющий собой эмоционально окрашенное изложение подчеркнуто личн- го мнения пишущего по поводу актуальной социальной, худо- жественной, философской проблемы. Текст представляет раскованное развертывание мысли, спонтанное рассуждение вслух. Отобранные факты рассматриваются всесторонне, движе- ние авторской мысли свободное. Эссе- это мир в зеркале свободно складывающей мысли рефлектирующего «я». Таким образом, в эссе на первой план выходит не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раз- думья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.Поэтому в эссе отсутствуют жесткие композиционные схемы. Эссе
-
Попробуйте свои силы в жанре эссе. Напишите сочинение о человеке, личность которого вас привлекает. Задания для учащихся
-
Фельетон- сатирический жанр публицистики. Фельетон анали- зирует факты, обличает и конкретных носителей зла, и отрица- тельное в «безадресной форме».Комизм в фельетоне не допол- нительное, органически присутствующее ему качество. Смеш- ным делает фельетон сатирический ход (удачная историческая параллель, умелое сравнение с литературным образом, исполь- зование любопытного документа, оригинальное построение материала и т.д.) Комический эффект в фельетоне постоянно поддерживается стилистическими приемами: гиперболой, каламбуром, иронией, стилистическим контрастом, пародированием и т.д. Фельетон
-
Напишите фельетон. В качестве темы можете взять многочисленные речевые огрехи, нередко встречающиеся в газетах, устной речи политиков. Задания для учащихся
-
Солганик Г. Я. Стилистика текста. Скворцов Л. И. Культура русской речи. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. Русова Н. Ю. Учимся писать сочинение. Дускаева Л. Р. Учимся писать сочинения в разных жанрах. Советую прочитать
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.