Содержание
-
Подготовка к ОГЭ: сочинение 15.2 и 15.3
учитель Чичагова А.Ю. ГБОУ средняя школа № 288 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
-
Композиция сочинения:
толкование высказывания первый аргумент из текста второй аргумент из текста вывод
-
Идея текста связана
с главным героем с основным событием
-
Примерная схема анализа текста:
понимание смысла текста формулировка тезиса о смысле фразы текста развертывание тезиса с помощью комментариев к нему обоснование высказанного суждения с помощью аргументов
-
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал. – (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу. (5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду. (9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась. (10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете. (12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это. (14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский. (16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу. (21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры. (28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни. (По Е. Гришковцу)* * Гришковец Евгений Валерьевич (род.в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».
-
Результат работы с текстом
-
Алгоритм работы
Перечитайте текст несколько раз. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?). Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.
-
Сочинение 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни».
-
Формулируем тезис
1) Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор). 2) «Фраза»… Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент художественного произведения.
-
Подбираем аргументы
Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Назовите номер предложения или процитируйте предложения. ВНИМАНИЕ! ЦИТИРОВАНИЕ ИЛИ ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ АРГУМЕНТОМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЕСТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ, КОММЕНТАРИЙ СИТУАЦИИ И ЕГО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРИМЕРОМ ИЗ ТЕКСТА.
-
Пишем вывод:
1) В заключение можно сделать вывод: (пишем какой) 2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…
-
Помните!
Вывод необходимо соотнести с тезисом! Завершая сочинение, можно выразить свое отношение к теме, предложенной автором
-
Сочинение 15.3
Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор».
-
Формулируем тезис 15.3
Основные способы толкования значения слова: описательный способ (выбор – это принятие решения) синонимический способ (выбор – размышления, сомнения, изучение возможных вариантов принятия решения)
-
Комментарий к определению
Понятие нужно не только сформулировать, но и прокомментировать: указать на его актуальность, значимость; увязать с идеей текста.
-
Аргумент из жизненного опыта
Второй аргумент можно приводить из следующих источников: прочитанного текста, художественной литературы, научной литературы, истории, кинофильмов, СМИ (в том числе из Интернета), личного опыта, опыта других людей.
-
Проверяем
Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД. Следует обратить внимание на скрепы между всеми частями сочинения. 8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.
-
Рефлексия
Я буду использовать… Нужно подумать над… Сомневаюсь, пригодиться ли…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.