Содержание
-
Предложения с обращениями
Урок русского языка в 5 классе по программе Т.А. Ладыженской Учитель ГОУ СОШ № 539 Шоня Г.А.
-
Урок русского языка на тему: “Предложения с обращениями”
в 5 классе учителя Шоня Г.А. ГОУ СОШ №539 с углублённым изучением испанского языка г. Санкт-Петербурга 12.11.2010 Тип урока: изучение нового материала Технология: развитие критического мышления через работу с информационным и художественным текстами. Цели урока: воспитательные: воспитывать внимание, бережное отношение к слову и его возможностям в общении; воспитывать умение работать индивидуально, в паре, умение слышать и слушать друг друга; развивающие: развитие критического мышления через работу с информационным и художественными текстами, развивать умение сравнивать, сопоставлять; способствовать развитию речи и творческих способностей учащихся; дидактические: дать представление об обращениях, распространённых и нераспространенных; отработать умение правильно произносить предложения с обращениями (звательная интонация); развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их (выделительные знаки препинания); ввести понятие “риторическое обращение” с целью ознакомление и дальнейшего применения на уроках литературы и при сдаче ЕГЭ; научить использовать обращение в собственной речи. Формирование компетентностей: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности.
-
Почемучка
-Маска, вы кто? – обратился к ней Почемучка. -Молодец, мальчик, хорошо задал вопрос. И потому найдешь ответ на него в своем вопросительном предложении. -Так вас зовут… Маска рассмеялась и ушла в зал помогать другим участникам маскарада общаться друг с другом. vvvvvvvv vvvvvvvvvvvv
-
Пес и Кот
Котик, я очень доволен твоей помощью и подсказками. Песик! Ты хороший учитель и понятно объясняешь. Пятиклассники совсем устали нас слушать. Вы, внимательные пятиклассники, устали? Нет, такого не может быть, дорогие мои ученики. О великая и мудрая страна Лингвистика, как тяжело путешествовать по твоим просторам! А теперь выводи правило, дружок! За чем пойдешь, то и найдешь vvvvvvvv vvvvvvvvv vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv vvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvvv vvvvvvvvvvvv
-
Новый термин
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выделяются запятыми, восклицательным знаком. [O!]. [O,]? [,O,]? [ ,O]?
-
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Вспомните, из каких басен И.А. Крылова эти строки.
1. Стой братцы стой! - кричит мартышка. 2. Досуг мне разбирать вины твои щенок. 3. Ох милый друг Тружусь день весь… 4. Голубушка как хороша!
-
Отличие обращения от подлежащего
Не является членом предложения. К нему нельзя поставить вопрос от сказуемого. Обозначается О, подчеркивается vvvvvv. Часто используется в побудительныхпредложениях без подлежащего или с подлежащим, выраженным личным местоимением( ты, вы..)
-
Определи, подлежащим или обращением является выделенное слово.Спиши предложения с обращениями, расставь знаки препинания.
С чего начинается Родина? (Матусовский) Я вернусь к тебе Россия. (Ошанин) Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. (Пушкин) Мойдруггостей своих встречает, с любовью усаживает вкруг стола. (Кулиев)
-
Внимательно посмотри на примеры в таблице и сделай вывод: какую роль выполняет существительное в именительном падеже в предложениях.
-
Ключ к 9 слайду
Сущ. Им.п. Сущ. Им.п. Сущ. Им.п. Сущ. Им.п. vvvvvvvvvvv
-
Речь и Этикет
Сервантес писал: «Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Одни из самых употребительных формул вежливости – формулы приветствия. Они играют большую роль в нашем обществе, здороваясь со знакомыми, мы выражаем этим доброжелательное отношение. Это знак не просто уважения, но и собственного воспитания. Выполни следующие задания: Поздороваться с учителем. Поздороваться вечером с бабулей. Приветствовать близкого друга.
-
Риторическое обращение
Риторическое обращение – это обращение к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям. Эта фигура речи служит не для названия адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя; выражает различное отношение автора к тому, о чем говорится, передается торжественность, патетичность, приподнятость и другие оттенки настроения.
-
Риторическое обращение
Изучив риторическое обращение, М. В. Ломоносов отметил: « Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, просить, толковать, поздравлять и прочее, к кому слово… обращается».
-
Сравните обращения в I и II частях. К кому они относятся: к конкретным людям или неодушевленным предметам?Зачем автор к ним обращается?
1.Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неразделим и вечен. (А.С. Пушкин) 2. Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! (С.А. Есенин) Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня Тёмно – голубые? (А.К. Толстой) 2. Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. (А.С. Пушкин)
-
Ключ
1. А.С. Пушкин обращается к лицейским друзьям. 2. С.А. Есенин обращается к матери Оба обращения относятся к конкретным людям С целью привлечения внимания собеседника (адресата речи) Это простые обращения. Обращения относятся к неодушевленным предметам- цветам, деревьям, полям и т.п. Эти предметы не могут быть собеседниками автора. Зачем же автор к ним обращается? Такие обращения придают торжественность, выразительность. Эти обращения называются риторическими.
-
Найдите среди примеров риторические обращения.Напишите номера этих предложений
1. О Волга! После многих лет Я вновь принес тебе привет. (Н.А. Некрасов) 2. Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец, сонный! (А.С. Пушкин) 3. Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре (А.С. Пушкин) 4. В любом наряде и обличье нет равных, Родина, тебе. (Л. Татьяничева) 5. Сыпь, черемуха, снегом. (С.А. Есенин) 6. Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин) 7. Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать? (И. Дмитриев) 8. Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин)
-
Ключ
1,4,5,7,8
-
Запомни!
Всем нам при обращении Поможет обращение. К людям звездам или птицам Можно смело обратиться. Только друг не забывай: Запятые расставляй. Спиши и расставь знаки препинания
-
Ключ
Всем нам при обращении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.
-
Найдите верное утверждение об обращениях:
А) обращение может выделяться восклицательным знаком. Б) обращение является второстепенным членом предложения. В) обращение не выделяется запятыми. Г) обращение указывает на того, к кому обращаются с речью, не называя его.
-
Найдите предложения с неверной постановкой знаков препинания:
А. 1. Кот Леопольд- герой мультфильма. 2. Царь им вымолвил тогда: « Добрый путь вам господа!» 3. Братья молча постояли да в затылке почесали. 4. « А где мой товарищ? – промолвил Олег » Б. 1. Книга – источник знаний. 2. На вечер пришли все: Таня, Миша, Света 3. Отойдите, пожалуйста, от экрана. 4. Ребята не Москва ль за нами?
-
Ключ
А-2 Б-4
-
Домашнее задание
Параграф 41, упражнение 216; подсказка: параграф 42, упражнение 215 Творческое задание Составить текст рекламы обращения. Подсказки: можешь использовать обращения: многоуважаемые мамы и папы; высокопочтимые дамы и господа; дорогие мальчики и девочки; бесценные наши учителя и др. Сочини лингвистическую сказку об обращениях, хорошо знающих всех по именам. Напиши сочинение на грамматическую тему « О обращения, как вы необходимы!» Выпишите из учебника литературы 5-6 предложений с обращениями. Подумай, какую роль они играют в данном тексте. Задания повышенной сложности Разгадать кроссворд или составить свой по разделу « Синтаксис и пунктуация » Провести исследование « Обращение в русских пословицах ».
-
Задачи для любознательных
В чем особенность обращения, употребляемого в данной фразе: Отколе, умная, бредешь ты, голова? И.А.Крылов Как изменится смысл фразы, если частицу не написать отдельно? Если запятую поставить перед словом мальчик? Это немой мальчик. Это не мой мальчик. Это не мой, мальчик.
-
Литература
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы, М., Просвещение, 2009 В.И.Капинос, Л.И. Пупова, Ю.Н. Гостева, И.П. Цыбулько. ЕГЭ: шаг за шагом. 5 класс, М., Дрофа, 2011. О.В.Касперская. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми. Современные технологии, рекомендации, мероприятия, Волгоград, издательство «Учитель», 2008 А.В.Кудинова. Тесты по русскому языку. 5 класс. Издательство «Экзамен», М., 2008 Т.А. Ладыженская. Учебник. Русский язык. 5 класс, М., Просвещение, 2002. Г.С. Муркин, Т.М.Зыбина, Н.А. Максимчук, О.С. Рябикова. Русския язык. Литература. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи, М., Русское слово, 2008. Т.Н.Скороходова. Внеклассная работа по русскому языку. 5 класс, Волгоград, ИТД «Корифей», 2007. Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. Тетрадь №1. Русский язык. На уроке в 5 классе, Хабаровск, издательство РИОТОП краевой типографии №1, 1994. Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. Русский язык. Рабочая тетрадь №2. 8 класс, М., Владос, 2000
-
Интернет-ресурсы
Российский образовательный портал – www.school.edu.ru http://www.km.ru/ http://wikj.pskovedu.ru http://fectival.1sentember.ru http://www.rusedu.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.