Содержание
-
Способы постановки звука Р. Учитель - логопед МАДОУ ЦРР д/с № 98 г. Калининграда Печкарёва Э. В.
-
- Упражнения, направленные на подъём языка. - Упражнения на формирование направленной воздушной струи. - Упражнения для выработки вибрации.
-
Упражнения, направленные на подъём языка.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу.
-
ГРИБОК Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз и вся учёба.
-
ГАРМОШКА К небу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой. Гармонист ты неплохой. МАЛЯР Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведем вперед - назад- Наш маляр работе рад.
-
СТУПЕНЬКИ Язычок пошел гулять, По ступенечкам шагать. ПАРУС Улыбаюсь, рот открыт: Парус там уже стоит. Прислоню язык, смотри, к зубкам верхним изнутри.
-
ЛОШАДКА Рот широко я открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок И раздаётся щелчок. ЧАШЕЧКА Улыбаюсь, рот открыт. Там уже язык стоит. К зубкам подняты края- Вот и «чашечка» моя.
-
Упражнения на формирование направленной воздушной струи: «Фокус» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх. «Пчёлка» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят к альвеолам, ребёнок произносит звуки ДЗЖ.
-
Упражнения для выработки вибрации: Для того чтобы ребёнок понял, что такое вибрация отрабатываем упражнения на вибрацию губ: «Кучер» Губы вместе я сведу, через губы буду дуть. Поиграю я в игру и скажу лошадке: "Тпру!" Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук "тпру-у-у". Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами. «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации. Упражнения для выработки вибрации языка: «Барабан» или «Дятел».
-
Способов постановки звука [Р] существует больше 10. 1.От звука Д-Д произносится кратко. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук Д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Логопед под языком делает быстрые колебательные движения шариковым зондом.
-
2. Звук Д произносится длительно, как можно дольше не отрывать кончик языка от альвеол (подуй на парус, так, чтобы он порвался) 3. Ребенок произносит звуки Д-Т, ритмично чередуя их в быстром темпе при смыкании языка с верхними деснами (а не с альвеолами - это важно!) Рот открыт, при многократном повторении необходимо сильно дуть на кончик языка. Получится звук Р.
-
4. Для выработки вибрации можно использовать звук Д, произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами. Сначала отрабатываем двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд).
-
5. «Шмель» Ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит "дззз". Оно будет очень похоже на "джжж". Говорится ребенку, что у это очень настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам. 6. Постановка звука от упражнения «Грибок». Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу ("Грибок") 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос
-
7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком [з]: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед. После этого производятся быстрые движения зондом. В момент возникновения вибрации слышится звук [р]. .
-
8. Для вызывания звука Р используем упражнение «Пылесос». «Пылесос» хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.
-
9. В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки Р недостаточно, можно использовать следующие упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды....адыдыадыды....тыдытыдытыды. дыдадыдадыда...адыдаадыда...тыдытыдытыды.... дыдодыдодыдо...адыдоадыдо...тыдотыдотыдо...
-
10. Способ постановки Р, активно использовавшийся 30-40 лет назад. Есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: Ребенок произносит звук Ж, длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Это были классические способы постановки звука Р на выдохе.
-
11. Существует также парадоксальный способ. Постановка звука Р на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука С. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык в альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится.
-
Звукоподражания: - «Заведем машину». Работает не выключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше. - «Мамы-звери учат детенышей рычать». Подражание рычанию сердитой собаки, щенка, тигра, тигренка, пантеры и др. Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса). - Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом). - Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом). -«Рычалочка на палочке». Произнесение изолированного звука [р] с движением указательного пальчика по нарисованной спирали.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.