Содержание
-
Тема урока. Приёмы сжатия текста.
Урок в 9-Б классе Учитель МБОУ «Гимназия» Фоменко Виктория Валериевна
-
Цель урока :Образовательная: овладение разными способами информационной переработки текста; создать условия для развития у школьников критического мышления.
-
Развивающая: способствовать развитию монологической речи учащихся (устной и письменной), умению самостоятельно мыслить; приобретение опыта анализа текста с точки зрения основной и второстепенной информации.
-
Воспитательная: формиро-вание коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, развитие творческих способностей и кругозора учащихся.
-
Задачи урока:Повторить приемы сжатия текста.Научиться применять приемы сжатия текста на практике.Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою работу.
-
Оборудование:1) презентация к уроку; 2) карточки, текст изложения.
-
Методы обучения: частично-поисковый,развивающее повторение,практический,самостоятельная работа,работа в группах
-
Краткость – сестра таланта А.П.ЧеховЛучше зажечь одну свечу, чем проклинать темноту.. Конфуций
-
-
-
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
-
Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции
-
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
-
Способы сжатия текста:1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) замена
-
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
-
1)У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
-
После сжатия1)У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
-
2)Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
-
после сжатия2)Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского
-
При обобщенииматериала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
-
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
-
после сжатияЖители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
-
При замене необходимо:-заменить СП простым;-заменить предложение или его часть указательным местоимением;-объединить 2-3 предл.-я в одно;-разбить СП на сокращённые простые;-перевести прямую речь в косвенную
-
ЗАМЕНА Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
-
после сжатияНебольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
-
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
-
ПОСЛЕ СЖАТИЯЧитая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
-
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
-
после сжатияПриятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
-
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
-
Работа с арабской легендой о Дворце семи фонтанов- обдумайте,какую информацию можно считать второстепенной и почему;-выделите основную информацию каждого абзаца;
-
-исключите диалог;-создайте сжатое изложение,используя подсказку.
-
Работа с рассказом современного курского писателя Владимира Павловича Деткова«Имя – добрый человек»Работа в группах
-
Спасибо за урок!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.