Содержание
-
Коррекция звука Й [j].
Филиппова Лилия Николаевна
-
Классификация в русском языке согласного звука [j].
По наличию или отсутствию вибрации голосовых складокзвук [j] - сонорный (звонкий), при образовании которого шум почти не присутствует и преобладает тон голоса; 2) По способу артикуляции звук [j] -щелевой(фрикативный)
-
По месту артикуляции звук [j] – язычно-средненёбный; 4) По наличию или отсутствию подъема спинки языка звук [j] -мягкий; По месту резонированиязвук [j] –ротовой.
-
Нормативное произношение звука [j]
Нормальное положение органов артикуляции при произношении звука йот. Губы несколько растянуты, расстояние между резцами примерно 2мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твёрдому нёбу. Задняя её часть и корень продвинуты вперёд. Края языка упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки колеблются и образуют голос. Выдыхаемая струя воздуха слабая. В зависимости от фонетического положения звука он может артикулироваться при более узкой или более широкой щели.
-
Нарушение произношения звука [j] Й
Йотацизм- А) отсутствие звука; Б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).
-
Парайотацизм – замена звуками И, Л', З, Х’ Недостатки произношения звука j[й] встречаются преимущественно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком л' («ляблоко», «обезляна», «трамваль» вместо яблоко, обезьяна, трамвай; «лёжик», «ружлё» вместо ёжик, ружьё; «любка», «игралю» вместо юбка, играю).
-
ЛЕЙКА
Звук [j] и буква й в середине слова
-
Звук [j] и буква й в середине слова
ЗАЙКА
-
Звук [j] в конце слова
ТРАМВАЙ
-
МУРАВЕЙ
-
Йотированные гласные буквы Е, Ё, Ю, ЯЙотированные гласные – это гласные буквы, обозначающие 2 звука, один из которых [Й’] – мягкий согласный.
При нарушении звука [j] (йот) также страдает произношение йотированных гласных звуков [jа]-Я [jо]-Ё[jу]-Ю[jэ]-Е
-
БУКВАЕдаёт 2 звука - [Й’Э]ЕЛЬ – [Й’Э]ЛЬ
Е
-
БУКВАЁДАЁТ 2ЗВУКА –[Й’О]ЁЖИК –[Й’О]ЖИК
Ё
-
БУКВАЮДАЁТ 2 ЗВУКА –[Й’У]ЮБКА –[Й’У ]БКА
Ю
-
БУКВАЯДАЁТ 2 ЗВУКА – [Й’А]ЯБЛОКО –[Й’А]БЛОКО
Я
-
Коррекционная работа над правильным звукопроизношением звука [j].
Основными его задачами являются: развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
-
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
Логопед обращает внимание детей на краткое произнесение звука й(йот) в разных словах МОЙ, ПЕЙ, ПЛАВАЙ, КИДАЙ, ЧИТАЙ, ПРЫГАЙ, СЛУШАЙ, ТОПАЙ, ХЛОПАЙ, КИДАЙ, МОРГАЙ, ЛЕЙ, ДУЙ, ПОЙ Логопед предлагает детям произносить эти слова. Постепенно он добивается правильного и отчетливого произнесения каждым ребёнком звука йот в конце слов.
-
Статические артикуляционные упражнения для языка
«Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с.(рис.1) «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с. (рис№2) Рис. № 1 Рис.№2
-
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с .(рис.1) «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с . (рис.2) Рис.№1 Рис.№2
-
Динамические артикуляционные упражнения для языка
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. (рис.1) «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз .(рис.2) Рис.№1 Рис.№2
-
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. (рис.1) «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз .(рис.2) Рис.№1 Рис.№2
-
Формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:
устранение неправильного звукопроизношения; развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
-
Постановка звука Й
После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р', Л'. I способ – по подражанию: А) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й; Б) от мягкого глухого звука Х’ с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем; В) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э, с постепенным ускорением.
-
Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены звука j (й) гласным и.
Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аи, ои и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа — иаблоко; ио — иожик; аи —играй; ои — стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др. Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.
-
II способ - исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнутомеханическим способом постановки j (й)от з
От сочетания «за» или «аза» с механической помощью. Ребёнка просят произнести это сочетание, а логопед в это время шпателем приподнимает язык так, чтобы получилось «жя», затем шпатель продвигается вглубь рта, чтобы получилось «Я». Можно использовать и другие слоги (зо, зу, зе). Далее из сочетаний зо, зу, зе,азо, азу, азе получаются слоги jo(e), jу(ю),jэ(е), аё, аю,ае и т. п.
-
Произнесение слогов и слов
я-ё-ю-е[йа-йо-йу-йэ] ё-ю-е-я[йо-йу-йэ-йа] ю-е-я-ё[йу-йэ-йа-йо] е-я-ё-ю[йэ-йа-йо-йу] ай-ай-ай – май, край, чай, лай ой-ой-ой – бой, зной, пой, твой ей-ей-ей – змей, лей, клей, чей
-
ЙОД
-
ЙОГУРТ
-
ВОРОБЕЙ СОЛОВЕЙ
-
ЛАЙКА ЧАЙКА
-
БАЛАЛЛАЙКА ЯЙЦО
-
Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
ЗАЙКУ БРОСИЛА ХОЗЯЙКА – ПОД ДОЖДЕМ ОСТАЛСЯ ЗАЙКА СО СКАМЕЙКИ СЛЕЗТЬ НЕ СМОГ ВЕСЬ ДО НИТОЧКИ ПРОМОК.
-
Андрей-воробей, Не гоняй голубей! Голуби боятся, На крышу не садятся!
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.