Содержание
-
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: Поленок Н.С.–воспитатель Презентация. Отчёт по теме самообразования «
-
Цель:повысить профессиональную квалифи-кацию по вопросу развития связной речи у де-тей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи: - изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей, - создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста; - разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей; - обобщение опыта работы по данной теме
-
Актуальность: Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Поэтому свою тему по самообразованию считаю актуальной и значимой во все времена.
-
Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучила следующую методическую литературу : Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. –Рипол Классик, 2011. – 256 с. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010. МаханеваМ.В.. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
-
В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет .Создала электронную версию методической копилки с использованием ИКТ- технологий. Размещала свои работы на сайтах Посетила открытые занятия коллег,выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработали перспективный план по развитию речи. Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек. В данную работу подключала частично и родителей.
-
В сентябре – октябре продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой. Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей 1.Пальчиковая гимнастика . ( развитие речи через мелкую моторику) 2.Дыхательная артикуляционная гимнастика. 3.Словесные дидактические игры. 5.Потешки, поговорки, пословицы, загадки. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники.. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала работу с простейших мнемоквадратов. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей
-
Для разучивания стихов
-
-
Для отгадывания загадок
-
-
Мнемотехника для сказок
-
-
-
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок. В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье В декабре учила детей сочинять сказки; последовательно, связно рассказывать их друг другу . Основные этапы работы по обучению сочинения сказок: Сотворчество со взрослыми. - придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем, - придумывание по плану воспитателя, - придумывание сказки на основе литературного образца, -изменение конца сказки, -включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. Использовала мнемотаблицы для пересказа сказок. Провела в старшей группе досуг«Книга сказок»
-
Театрализованная деятельность в детском саду также тесно связана с развитием связной речи детей. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В течение года с детьми разучивали стихи, инсценировали сказки.( «Грибная история», «Зайка-Зазнайка», «Пожар в лесу»). Проводила игры-драматизации. В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,самостоятельно создает образы животных, людей, литературных и фольклорных персонажей. Театрально – игровая деятельность развивает речевые способности ребенка.
-
В марте приняла участие в конкурсе проектов на экологическую тему .Название моего проекта «Защитим природу!» В течение недели дети слушали беседы и сказки на экологическую тему, рассказывали о жизни животных, наблюдали за изменениями в природе ,играли в сюжетно-ролевые игры ,отгадывали загадки, читали стихи, отвечали на вопросы викторины «Знатоки природы» И в результате ,конечно, совершенствовалась у детей диалогическая форма речи , развивалась монологическая речь.
-
В апреле провела открытое мероприятие в старшей группе по ПДД «Зайка-Зазнайка». В процессе подготовки к мероприятию много времени уделяла заучиванию стихотворений. Также собрала картотеку дидактических игр по ПДД, которые способствуют обогащению словарного запаса детей.
-
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Развитие связной речи детей в семье», «Какие книги читать детям» ,«Значение подражания для речевого развития ребёнка» Работу с родителями для развития речи детей в учебном году считаю конструктивной, а именно, родителями были приобретены игровые предметы для внеурочной и учебной деятельности. Активно сотрудничали родители многих воспитанников, неукоснительно выполняя педагогические рекомендации и задания .
-
В дальнейшем я продолжу начатую работу по данной тематике, т. к. она чрезвычайно актуальна. На следующий учебный год работы по теме самообразования планирую обязательное использование развивающего характера обучения, придерживаясь систематичности и последовательности при подборе материала с сопутствующим развитием речи, ведя обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей моих воспитанников
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.