Содержание
-
ГБДОУ детский сад № 19.
Интонационная выразительность речи у дошкольников. Воспитатель : Блинова С.А.
-
Актуальность.
Очень часто речь детей неэмоциональна и невыразительна. Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-драматизациям, но не умеют передать характер героев, их настроение. Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма и других элементов не способствуют коммуникации таких детей, ухудшают их адаптацию в обществе. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию. По мнению специалистов именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения данных задач.
-
Интонационная выразительность – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий:
-
Мелодика
Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.
-
Темп
Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
-
Ритм
Равномерное чередование ударных и безударных слогов( т.е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
-
Фразовое и логическое ударение.
Выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.
-
Тембр голоса
Звуковая окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ( «грустный», «веселый», «мрачный» тембр и т.п.).
-
При помощи этих средств выразительности:
В процессе общения осуществляется уточнение мыслей, выражений, эмоционально-волевых отношений. Мысль приобретает законченный характер, выражается полно и закончено. Речь становится живой, эмоциональной и насыщенной.
-
Цель:
Способствовать развитию выразительной интонационной стороны речи дошкольников.
-
«Дети-слушатели, а не читатели.»
Работа над развитием интонационной выразительности речи дошкольников ведется в основном путем подражания. При заучивании стихотворений, при пересказах воспитатель сам пользуется выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи детей. Постепенно дети, слыша правильную выразительную речь воспитателя, уже по своей инициативе начинают использовать нужные интонации. Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
-
Направления работы:
Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы голоса, высоты голоса, темпа и тембра). Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма. Развитие речевого дыхания. Развитие мимики, выразительности движений. Координация дыхания, голосообразования, артикуляции. Развитие способностей понимать и передавать различные эмоции. Развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса. Развитие восприятия и воспроизведения ударения. Формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных, восклицательных высказываний.
-
Задачи:
Обучение детей интонационно выразительной речи с помощью мелодики, темпа, ритма, тембра. Формирование интереса к худож. произведениям. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Применение детьми выразительных средств театра: мимики, жестов. Способствовать развитию речи, памяти, воображения. Развитие творческих способностей, артистизма. Организация безопасной, комфортной предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов, направленную на активизацию речи и речевого общения. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, творческой, самостоятельной). Работа над собственной речью.
-
Этапы работы:
Развитие восприятия интонации. Формирование навыков ее использования в собственной речи.
-
Виды деятельности:
Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая). Упражнения для эмоционального развития детей. Лого-ритмические упражнения. Упражнения на развитие выразительности, мимики, жестов, пантомимы. Речевые игры. Игры- драматизации. Инсценировки.
-
Совместная подготовка к выступлениям детей. Участие в праздниках и конкурсах ДОУ. Помощь в пополнении развив. среды, изготовление костюмов и атрибутов для театр. деятельности. Родительские собрания. Беседы, консультации. Работа с родителями.
-
Содержание развивающей среды, направленной на речевое развитие детей:
Различные виды театра. Набор масок. Наборы для сюжетно-ролевых игр. Наборы предметных картинок. Фланелеграф. Набор «Эмоции». Костюмы и атрибуты. Звучащие предметы. Игры для речевого дыхания. Дидактические игры. Книги, открытки, книги-самоделки. Аудиокассеты, диски с записью музыки, сказок.
-
Результаты такой работы:
Значительно возрастает интерес к интонационной стороне речи. Дети начинают использовать различные средства выразительности. Повышается игровая и творческая активность. Игры для детей становятся разнообразными и интересными. У детей появляется огромное желание общаться, выступать, импровизировать.
-
«Куклы-матрешки»
-
Кукольный театр « Русские народные сказки».
-
«Сюжетно-ролевые игры».
-
«Речевые игры».
-
«Дидактические игры».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.