Содержание
-
Сложноподчиненное предложениеурок-практикум
Урок в 8 классе
-
Тип урока: повторение и закрепление знаний по теме СПП. Цели урока: отработать умения отличать простые предложения от ССП и СПП; указывать средства связи простых предложений в составе сложного; расставлять знаки препинания в предложенных конструкциях; заменять сложносочиненные предложения сложноподчиненными; повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение; развивать орфографическую зоркость; показать роль СПП в тексте.
-
Ход урока.
- Здравствуйте. Садитесь. Сегодня наш урок пройдет в форме урока-практикума. Цель урока – Повторить и закрепить те знания, которые вы уже получили по теме СПП. Отработать умения отличать СПП от ССП и указывать средства связи простых предложений в составе сложного. Работать сегодня вы будете на специальных тематических листочках, они лежат перед вами на партах.
-
I. Тестирование.
Начнем проверку ваших знаний с небольшого теста. На работу у вас 5 минут. 1. Укажите верное утверждение: а) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. б) придаточное предложение всегда стоит после главного предложения. б) придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения. 2. Укажите неверное утверждение: а) придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов и союзных слов; б) по смыслу придаточное поясняет только все главное предложение; в) вопрос помогает выяснить значение придаточного. 3. В каком предложении ЧТО является союзным словом? а) вспомни песни, что пел соловей. б) Таня говорит, что трава по ночам растет. в)спасибо, что не забываете старика. 4. в каком предложении КОГДА является союзным словом? а) когда труд – удовольствие, жизнь хороша. б) когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. в) я сделаю это тогда, когда начнется праздник. 5. Найдите предложение с речевой ошибкой: а) я учусь в школе, во дворе которого находится стадион. б) утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тихое. в) поднявшись на небольшой холмик, откуда начинается узкая, едва заметная лесная тропинка, он оглянулся.
-
II. Работа с отдельными предложениями и текстом.
Прочитайте формулировку задания №2 и выполните его. Восстановление деформированного текста по схемам (задание №3). О каком чуде идет речь? Согласны ли вы с точкой зрения автора текста? Какие предложения кажутся вам наиболее убедительными? Почему? Дополните устно данный текст своими предложениями. Прочитайте текст Л. Леонова (текст распечатан каждому ученику) и определите его тему. Озаглавьте текст.
-
Вопросы по тексту.
Докажите, что данный отрывок является текстом. К какому стилю и типу речи относится текст? Почему? Как вы считаете: в каком предложении выражена основная мысль текста? Сколько в этом тексте простых предложений? Сложных? ССП? СПП? Как отличить ССП от СПП? Какова роль СПП в выражении авторской позиции?
-
Давайте немного отдохнем и отвлечемся. Решим несколько этимологических задачек.
1. Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? (улица) 2. «Биться не на живот, а на смерть». О каком животе речь? (жизнь) 3. Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским СОЛЬДО? (солдат) 4. Какое слово произошло от французского БАГ, что значит «пакет»? (багаж) 5. Какое слово образовалось от старорусского ДОЛ, что значит «низ», а теперь это низина или длинная впадина вдоль реки либо среди гор? (долина)
-
III. Самостоятельная работа.
Восстановление предложения. Начертите схемы. _________ у меня в руках новая книга, я чувствую, _____ в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, ____ обращается с языком тот или иной писатель. (В. Инбер). Талант имеет то драгоценное свойство, ____ он не может лгать. (А. Гончаров). Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего света, сядьте с книгой по удобнее, ______ вы поймете, ____ есть много книг, без которых нельзя жить. (Д. Лихачев).
-
IV. Итоги урока.
Домашнее задание. Напишите сочинение-размышление «книга в моей жизни», используя СПП.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.