Содержание
-
учитель - логопед
Фёдорова Оксана Дмитриевна
-
(из опыта работы)
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
-
«Приятная для слуха речь – своего рода музыка!Аристотель
-
Дикционная чистота
Устранение свистящих и шипящих звуков; Научиться выговаривать звук «Р»; Не «спотыкаться» на трудных буквенных сочетаниях, Не комкать отдельные буквы и слова; Правильное речевое дыхание.
-
Нормативно – правовое обеспечение коррекционной деятельности учителя- логопеда
Закон «Об образовании» Российской Федерации; Всеобщая декларация прав человека; Декларация о правах инвалидов; Декларация о правах умственно отсталых лиц; Государственно – правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии в России; Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» (05.01.1996 г.); Семейный кодекс РФ (глава 11); «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии»;
-
Задачи логопедического обучения
Формирование правильного произношения, уточнение артикуляции звуков; Развитие речевого дыхания; Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза; Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря; Развитие познавательных процессов (мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания); Формирование связной речи; Совершенствование связной речи; Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
-
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Подгрупповые занятия Групповые занятия
-
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
-
ТИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Обучающие. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучат языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий. Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей. Комбинированные занятия, целью которых являются решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.
-
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Музыкотерапия; Куклотерапия; Цветотерапия; Ручной праксис в коррекции речевых нарушений; Образовательная технология ( гимнастика мозга); Точечный массаж; Зондовый массаж;
-
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей имеются следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.
-
Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта.
-
Прием наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
-
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие. предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.
-
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование); передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, Пересказ
-
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
-
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
-
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА. Логопедическая сказка –это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной, А.Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.
-
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом: логопед читает сказку ребенку; ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно); затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки; логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту; ребенок пересказывает сказку по модели.
-
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ: Где находилось осиное гнездо? Кто жил в гнезде? Почему все боялись осу? Как можно назвать осу? Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться? А что бы сделали вы? Какое еще название можно придумать для сказки?
-
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ угадывание эпизода по демонстрации действия; рассказывание по демонстрации действия взрослым; Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
-
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом; логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно; конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”; и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа
-
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи младших школьников, страдающих ее недоразвитием, а так же могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей младшего школьного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.