Содержание
-
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ, ЕГО СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ
-
Научиться говорить – значит научиться строить высказывания
-
В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация.
Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.
-
Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски
существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка,дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;
прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлыйи т. д.;
глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.
наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточкуи др.
-
Фразеологизмы
стилистически выразительны
содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый
характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
-
Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с егоэкспрессивностью и
оценочностью
В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:
- ак/-як: добряк, здоровяк;
- ан/-ян: старикан, грубиян;
- ач: бородач, силач;
- ежк(а): зубрежка, кормежка;
- отн(я): беготня, пачкотня;
- ыш: глупыш, крепыш;-яг(а): доходяга, работяга
-
Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и
оценочностью
Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:
- аст-: глазастый, языкастый;
- енн-: здоровенный, обалденный.
- К разговорной лексике относятся глаголы на:
- ничать: бродяжничать, жеманничать;
- ивать: пошаливать, поговаривать.
-
Синтаксис
1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:
- Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).
За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький).
2. Использование неполных предложений в диалоге:
- А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.
-
3. Часто допускаются лексические повторы:
- Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский).
4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:
- Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
-
Этикет – правила вежливости
- Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
- Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
- Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
- Общегражданский этикет– совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
-
Запишите предложение
(Н..)что (не) обходит(?)ся нам так дёш..во и (не)цен..т(?)ся так дорого__ как вежливость.
Сервантес
-
Ситуация 1
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик.
-Садитесь, пожалуйста! -Ну, что ты…Спасибо…Не надо… -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
-
Ситуация 2
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".
В чём не прав мальчик?
-
воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих:
- не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;
- закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
- не забывай говорить "волшебные слова";
- помоги пожилому человеку или малышу;
- если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
- помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
- помни: ты –человек, веди себя по-человечески!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.