Содержание
-
Развитие навыка речевого дыхания, как условие качественной речи дошкольников.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Развитие коммуникативных возможностей, воспитание качественной чистой речи у детей невозможно без применения в совместной деятельности с детьми здоровьесберегающих технологий. Одной из таких технологий является развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Подготовила учитель-логопед Рогулева И.Н. ГБДОУ№12 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
-
Что такое речевое дыхание?
Основой внешней (произносительной) стороны речи является речевое дыхание. Особенностьречевого дыхания связана с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.
-
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
Вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот; Вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный). Различают три типа дыхания: верхнерёберное, грудное, грудобрюшное (оно же диафрагмально – рёберное). Ребёнок сначала в речи пользуется навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания грудобрюшной.
-
Игровые упражнения для выработки длительного плавного ротового выдоха.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно использовать воздух на выдохе. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ( в зависимости от возраста от 2 до 6 минут) следующие игры: Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; Пускать в таз с водой уток, лебедей, лодки, корабли; Приводить в движение крылья мельницы; Сдувать тычинки с созревших одуванчиков; Играть на детских духовых инструментах (дудочках, губных гармошках); Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, на лёгких бумажных птичек; Сдувать со стола, с руки снежинки (бумажные) пушинки и т. п. Надувать резиновые игрушки, шары; делать мыльные пузыри; Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т.п.;
-
Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания Сначала дыхательные упражнения выполняются лёжа (в этом положении легче правильно дышать, держать паузу), а затем в положении сидя и стоя. Во время вдоха, если ребёнок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх; если сидит или стоит брюшная стенка двигается вперёд. При выдохе живот должен втягиваться.
-
ВЫРАБОТКА ГРУДОБРЮШНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ-ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
-
ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
-
Развитие речевого дыхания на материале лексических тем.
Цели: - сформировать длительный ротовой выдох; - формирование умения экономно использовать воздух в процессе речи с учётом его добора; - развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность). Виды работы по усложнению речевого материала: - длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе; - учить на одном выдохе произносить 3-4 слога; - правильно произносить фразу из 2-3 слов; - слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов; - слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворных фразы; - сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
-
Использование элементов методики А.Н. Стрельниковой в развитии речевого дыхания у дошкольников
В логопедической работе над речевым дыханием у детей используются элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика - создавалась как способ восстановления певческого голоса (А.Н. Стрельникова была оперной певицей). Стрельниковскаягимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
-
На что должен обратить внимание педагог, работающий с ребёнком над выработкой правильного речевого дыхания.
Во время дыхания плечи у ребёнка должны быть неподвижны; Грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе; Живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе опускаться; Во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот; Вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным и спокойным и плавным; Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание; Говорить только на выдохе; При проговаривании речевого материала из нескольких слов, не допускать отдышки, багрового покраснения лица.
-
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
А.А.Гуськова «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». Москва «Творческий центр Сфера» 2011г. Г.А.Османова, Л.А.Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общеречевыхнавыков».СПб «Каро» 2007г. М.Е. Хватцевев «Предупреждение и устранение недостатков речи». СПб «Дельта+Каро» 2004г. Л.В.Лопатина, Л.А.Позднякова «Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями» СПб ЦДК проф. Л.Б.Боряевой 2010г. Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова «Методика развития речевого дыхания» Книголюб Москва 2004 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.