Содержание
-
Развитие образной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами
Заведующий МДОУ «Детский сад «Чебурашка» Моленова Тамара Афанасьевна 2009г С.Ильинско-Подомское
-
« Фразеологизмы -
средство создания эмоциональной, выразительной речи, средство оценки каких-либо явлений или событий, поэтому уже в дошкольном возрасте следует обращать внимание детей на фразеологические средства языка»
-
Причина
В педагогической литературе не освещена проблемаразвития образной речи и обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами
-
Цель
Развитие образной речи и словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами
-
Задачи
обогащение речи детей фразеологизмами; формирование умений точного использования фразеологизмов в речи; обучение пониманию переносного значения устойчивых словосочетаний; развитие у детей стремления к яркому, образному выражению своих впечатлений и представлений .
-
Приемы работы
знакомство с устойчивыми выражениями в процессе чтения художественного произведения; выделение фразеологизмов детьми из текста прочитанного произведения с помощью вопросов, (например, «Какие сказочные выражения запомнили?»); анализ фразеологизмов воспитателем, объяснение их значения; выполнение творческих заданий на материале фразеологической лексики, например, составление рассказов пофразеологизмам.
-
Формы и методы работы
Чтение произведений художественной литературы; Занятия по развитию речи; Загадки, пословицы, потешки; Игровые упражнения; Народные праздники; Беседа; Практические методы; Наглядные (схемы, модели, иллюстрации)
-
Словарь фразеологизмов
Фразеологические единицы отбирались из текстов художественных произведений, вошедших в хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста; Всего было проанализировано 152 текста и обнаружено 103 фразеологизма с общей частотой встречаемости 263 раза.
-
-
Серия игровых упражнений, направленных на формирование овладения фразеологизмами детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Кто внимательный».Цель: совершенствовать умение выделять фразеологизмы из контекста. Методика: Задание давалось после повторного чтения фрагментов знакомых художественных произведений. Детям нужно было назвать встретившиеся в тексте «сказочные выражения».
-
1этап
Накопление ФЕ в словаре старших дошкольников, развитие интереса к фразеологизмам, умение замечать их в контексте 2. И / У «Помоги мишке рассказать сказку» 3. И /У «Найди отличие» 4. Д / И «Кто внимательный» 5.И / У «Чья история убедительнее, красивее 6. И / У «Мишкины загадки» 7. И/ У «Скажи по - сказочному» 1. Чтение русских народных сказок
-
2 этап
Раскрытие семантического компонента ФЕ, понимание переносного значения устойчивых выражений, объяснение в ФЭ , употребление фразеологических оборотов в речи детей старшего дошкольного возраста. 8. Задание «Сравни» 9. Д / И «Третий лишний» 10. Р /У «Кто правильно назовет» 11. Р /У «Мишкины ошибки» 12. Д / И «Угадай необычное решение»
-
3 этап
Формирование осознанного употребления фразеологизмов детьми в самостоятельных связных высказываниях 13. Составление диалогов «Советы для мишки» 14. Составление рассказа по серии картин «Зайцы» 15. Д / У «Придумай сказку»
-
Вывод
в результате работы проекта, дети стали понимать, различать фразеологизмы и использовать в своей речи; Речь детей стала выразительной, яркой, образной, обогатился словарный запас; понимание и осознанное употребление фразеологической лексики - один из показателей уровня речевой готовности ребенка к школе.
-
Рекомендации
Предложенные игровые упражнения могут быть использованы педагогами детского сада, родителями в работе с детьми по развитию образной речи и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.