Содержание
-
Развитие речи детей дошкольного возраста.
-
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
-
Речь -
это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
-
формы работы по развитию речи:
1. Совместная деятельность взрослого с детьми. 2. Повседневная жизнь ребенка. 3. Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи.
-
Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:
Научность Учет психологических, возрастных особенностей детей. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт). Систематическая взаимосвязь ознакамливаемого материала и интереса ребенка к родной речи. Доступность, конкретность. Концентричность.
-
Компоненты речи
I. Развитие словаря. II. Формирование грамматической стороны речи. III. Воспитание звуковой культуры речи. IV. Развитие связной речи: Формирование разговорной (диалогической речи). Обучение рассказыванию Ознакомление с художественной литературой. V.Формирование фонематической стороны речи
-
I.Развитие словаря
Задачи по развитию словаря: 1. Активизация словаря. 2. Закрепление, уточнение словаря. 3. Обогащение словаря из ознакомления с окружающим (совместная деятельность)
-
Наблюдения
-
Экскурсии
Значение экскурсии в развитии речи: 1. Обогащается словарь 2. Развивается грамматический строй речи. 3. Формируется культура речевого общения.
-
Рассматривание картины
Задача педагога: развивать умение детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов детей; воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано. Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).
-
Рассматривание предметов
-
Загадывание загадок
Типы: Метафоры – употребление слова в переносном значении, на основе сходства каких-либо отношений или явлений. Загадка-сказка звукоподражательного образа, например, медведь, лиса, какие звуки издают? А заяц? В виде шутливого вопроса. Загадки-задачки. Выгляну в окошко: Лежит долгий Антошка. Кабы он встал — Дорога До неба достал. Лежит — молчит, Подойдешь — заворчит. Кто к хозяину идет, Она знать даёт. Собака
-
По тематике развития речи:
пальчиковые игры стихоритмика артикуляционная гимнастика звуковые игры
-
дыхательная гимнастика Дидактические игры: 1. Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы). 2. Дидактические игры без наглядного материала, в виде словесных упражнений. 3. Словесные дидактические игры.
-
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
-
II.Формирование грамматически правильной речи
Морфологическая (падежи); Синтаксическая (предложения).
-
Задачи формирования грамматической речи дошкольников:
Исправление грамматических ошибок в устной речи детей. Совершенствование синтаксической речи детей. Ознакомление их с некоторыми общеупотребительными сочетаниями. Обучение распространению предложений и составление сложных предложений. Предупреждение грамматических ошибок в речи детей (особенно трудные морфологические категории), повелительное наклонение, разноспрягаемые.
-
Активными приемами педагога являются:
Объяснение. Повторение. Пример правильной речи ребенка. Прием сравнения. Подсказка Исправление.
-
Игра «Домики»
Цель : Упражнение в определении рода слов-предметов.
-
III.Воспитание звуковой культуры речи.
Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, использовать все языковые средства. Звуковая сторона речи является составной частью речевой культуры.
-
Пути формирования правильного звукопроизношения:
Обследование речи детей. Развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гигиена). Занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка. Предупреждение и ускорение нарушения речи у детей.
-
Указания к проведению артикуляционной гимнастики:
рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы; показывает его выполнение; упражнения выполняют все дети; педагог проверяет правильность выполнения (упражнение выполняется сидя).
-
формирование звуковой культуры речи
Методы: Дидактические игры («Чей домик», «Оркестр»). Подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадка», «Каравай»). Дидактические рассказы с включением развивающих заданий для детей.
-
Приемы:
Образец Объяснение Утрированное произношение или интонирование звука Образное называние звука или звукосочетание Обоснование необходимости выполнить задания педагога Индивидуальная мотивировка задания: Совместная речь ребенка и педагога, а также отраженная Оценка НаправлениеОбразная физическая пауза Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
-
Игра на развитие речи «Придумай слово»
Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение определить количество слогов в слове.
-
IV.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
..Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе, а также мотивами.
-
Формирование диалогической речи:
Постоянно обращать внимание: о чем говорят дети и как? Как разговаривают друг с другом дети и со взрослыми. Есть ли в речи детей вежливые слова. Перед проведением с детьми беседы на определенную тему учитывать предшествующую работу и вопросы исходят из темы.
-
Обучение детей монологической речи (рассказыванию)
Виды : составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин; составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек; пересказ народных сказок или рассказов; составление рассказа из личного опыта (по памяти); составление творческих рассказов (воображение). .
-
Ознакомление с художественной литературой
-
Виды:
Чтение целого произведения (рассказывание); Чтение художественных произведений (рассказывание), объединенных одной целью; Слушание дисков, записей; Показ настольного, кукольного театров и др. Показ фильмов, просмотр телевизионных передач, компьютерных игр.
-
Игра «Пойми меня»
Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
-
V.Подготовка детей дошкольного возраста к усвоению грамоты
Приемы: Интонирование – особое произношение звуков в протяженной или усиленной форме. Моделирование – изображение структуры слова, предметов (фишек).
-
Игра «Составь слово»
Цель: звуковой анализ и синтез.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.