Содержание
-
«Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ д/с №40 Скоморощенко В.Н.
-
выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников. Цель - Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования русские народные сказки как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
-
Гипотеза исследования:
на процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста будут оказывать влияние следующие условия: учет возрастных особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений; систематическое чтение русских народных сказок с детьми старшего дошкольного возраста; при организации анализа русских народных сказок добиваться активного речевого участия всех детей.
-
Задачи исследования:
раскрыть понятие и дать характеристику связной речи; раскрыть особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений; провести анализ примерных основных общеобразовательных программ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста; изучить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; провести опытную работу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста и оценить полученные результаты.
-
Методы исследования:
теоретический анализ литературы; наблюдение; беседа; педагогический эксперимент; математическая обработка данных.
-
Связная речь –
это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Блестящим примером связной речи является язык народных сказок.
-
Народная сказка -
вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), который имеет в своей основе сложную композицию:экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В.Я. Пропп
-
Особенности развития связной речи у старших дошкольников:
дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы и способны пересказать сказку, короткие рассказы; способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку; могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек; в диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; наиболее яркой характеристикой речи детей 6-го года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение); в процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
-
Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Примерная общеобразовательная программа «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушакова «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Коморов, М.А. Васильева
-
Опытно-экспериментальная работа
-
Цель констатирующего этапа:
выявить уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
-
«Диагностические методики» (М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной)
1 задание:«Перескажи сказку»; 2 задание:«Беседа о русских народных сказках».
-
Критерии оценки уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста(О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш)
умение выделять в тексте русской народной сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы); умение определить структурные компоненты русской народной сказки (завязка, развитие сюжета, кульминация и т.д.); умение кратко пересказывать связно и последовательно услышанную сказку; умение продолжить пересказ русской народной сказки с любого места, указанного воспитателем; использование средств художественной выразительности в собственной связной речи.
-
Уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста по результатам констатирующего этапа эксперимента
-
Направления работы:
Образовательная деятельность по ознакомлению с русскими народными сказками. Самостоятельное сказкотворчество и драматизация.
-
Использование русских народных сказок в повседневной деятельности детей. Работа с родителями.
-
«У страха глаза велики»
-
Театрализованная деятельность«Путешествие в сказку»
-
Работа с родителями:
Тематические консультации: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Развитие связной речи»; «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Собрание для родителей: «Воспитываем добротой»; Организация мини-библиотеки силами родителей.
-
Сравнительная диаграмма сформированности у детей связной речи (по результатам методики и наблюдений)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.