Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 г. Благовещенска «Надежда»Развитие общих речевых навыков у дошкольников.
Киселёва Юлия Леонидовна учитель-логопед 1 квалификационной категории
-
Общие речевые навыки - это инструмент для красивой речи. Это те компоненты, с помощью которых вы может привлечь внимание, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи , относятся: слуховое внимание и фонематический слух; правильное речевое дыхание: голос; темп и ритм речи; интонационная выразительность.
-
Слуховое внимание- это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Задачи по развитию слухового внимания и фонематического слуха: Воспитывать умение слушать и узнавать звучание различных предметов. Различать звуки речи в словах. Правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Сравнивать свою речь с речью окружающих. Контролировать собственное речевое высказывание.
-
Развитие речевого дыхания
Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Неправильное речевое дыхание часто является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе); ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; нечёткого произношения слов (проглатывание окончаний).
-
Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.
Для этого можно проводить следующие упражнения с использованием раздаточного материала: «Понюхай цветок», «Сдуй снежинку» (бабочку с цветка, листочек с грибочка и др.), «Загони шарик в ворота», «Мыльные пузыри». Методические рекомендации по проведению упражнений на дыхание. упражнения проводить в хорошо проветренном помещении; соблюдать дозировку упражнений по времени; следить за правильной позой ребёнка во время упражнения; следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи и шею.
-
Развитие голосового аппарата
Голос – это совокупность разнообразных звуков, которые возникают в результате колебания голосовых связок. Голос характеризуется: высотой, силой, тембром. Задачи: развивать в играх и упражнениях основные качества голоса – силу и высоту; приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом; учить пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями. Игры на развитие голоса: «Эхо», «Тихо – громко», «Большие и маленькие», «Три медведя» и др.
-
Воспитание темпа и ритма речи
Темп – скорость речевого высказывания, измеряемая количеством слогов, произнесённых в течение одной минуты. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения. Упражнения на отработку темпа и ритма речи: чтение знакомых стихотворений под дирижирование рук Петрушки; чтение стихотворений с изменением темпа; подвижные и хороводные игры с текстом; проговаривание цепочек слогов с ударением на конкретном слоге; проговаривание чистоговорок.
-
Воспитание интонационной выразительности
Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Упражнения: Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, нежности и др. Проведение конкурса чтецов; Пересказ литературных произведений по лицам.
-
Воспитание дикции
Дикция – чёткое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности. Причины плохой дикции: недостаточная подвижность артикуляционного аппарата; небрежное отношение к собственному высказыванию; ускоренная речь; недостатки звукопроизношения; слабый самоконтроль за собственным высказыванием. Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).
-
Работа над общими речевыми навыками проводится индивидуально и с подгруппами в течение дня, включается в структуру занятий по звуковой культуре речи, в другие занятия.
-
спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.