Содержание
-
Родительский клуб «Домашний логопед».Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте».
Учитель-логопед: Подлесных Ксения Евгеньевна
-
Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте. Средние нормы.
Почти каждый ребенок практически с первых дней и даже часов своей жизни способен к эмоциональному голосовому общению с матерью или другим лицом, осуществляющий повседневный уход за ним. С рождения ребенку присуща способность к имитации. Именно способность к имитации, подражанию является на первых порах важнейшим механизмом развития практически всех функций ребенка.
-
Родителям необходимо знать, как оценить развитие речи ребенка, потому что чем раньше замечено отставание в развитии, тем легче с ним справиться.
В возрасте одного месяца ребенок внимательно смотрит в лицо, наклонившегося над ним человека. В возрасте двух месяцев ребенок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. В три месяца – «комплекс оживления». В четыре месяца появляется гуление. В пять месяцев - начинает петь – длительно тянет звуки, поворачивает голову в сторону звука. В шесть – восемь – появляется лепет.
-
В десять месяцев – ребенок начинает подражать звукам речи, отзывается на свое имя. В двенадцать месяцев ребенок употребляет первые короткие слова («мама», «папа», «дядя», «дай» и т.д.) Второй год жизни ребенка более всего характеризуется развитием речи. В 1,5 года ребенок использует 30 – 40 слов, к 2 годам уже 300 – 400. К 1,5 годам у девочек и к 2 годам у мальчиков появляется фразовая речи («дай пить», «папа идет»). На третьем году жизни ребенок набирает по 100 слов в месяц и к трем годам его словарный запас составляет уже 1500 слов. В четыре года могут быть ошибки в произнесении звуков, но ребенок может быть легко понят незнакомыми людьми. К шести годам приобретается и правильно используется большинство речевых звуков.
-
Какие бывают нарушения развития речи?
Выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Это разные вещи, но у одного и того же ребенка может встречаться и то и другое. Нарушения развития речи: Дислалия– нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата («каша во рту»).
-
Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Брадилалия(чрезмерно замедленная речь) и тахилалия(ускоренная речь) – нарушения темпа речи. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
-
Виды задержек развития речи
Задержка развития речи может выступать как часть другого, более общего расстройства развития. Поражение слуха ребенка. Может являться частью общей задержки развития, связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Незначительная задержка развития речи может наблюдаться у здорового ребенка, как вариант нормы. «Синдром Маугли» или педагогическая запущенность (гипоопека). Задержка развития речи при гиперопеке.
-
Основные причины нарушений речи
Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Наследственные факторы. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
-
Что могут сделать родители?
С первых дней жизни мать должна много разговаривать с ребенком, вызывать его на «разговор». Эмоциональное укрепление контакта матери с ребенком, вызвать интерес к занятиям. Речь взрослых должна быть чёткой и правильной (без «сюсюканья»), так как она является образцом для подражания. Если имеются проблемы с речью необходимо посетить специалистов: лор-врача, невропатолога, логопеда, психолога.
-
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
-
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
-
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Для детей двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет языку обрести целенаправленную ловкость движений. В этом возрасте это помогает малышу достичь правильного звукопроизношения. Для детей 5-6 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика проводится по 5-7 минут (сначала обязательно перед зеркалом).
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.