Презентация на тему "Роль прилагательных-антонимов в речи" 4 класс

Презентация: Роль прилагательных-антонимов в речи
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, которая поможет детям познакомиться с антонимами и их значением в речи. Как выясняется в ходе урока, ни всегда одинаковые по написанию слова имеют одни и те же антонимы.

Краткое содержание

  • Изучаем антонимы
  • Значение антонимов в речи
  • Наглядные примеры
  • Практические задания

Содержание

  • Презентация: Роль прилагательных-антонимов в речи
    Слайд 1

    Русский язык 4 класс Роль прилагательных-антонимов в речи

    Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 54 г. Кемерово Паутова Татьяна Григорьевна

  • Слайд 2

    -Какая часть речи о себе так говорит?

    Я – часть речи интересная,

    Широко в миру известная:

    Опишу любой предмет –

    В этом равных со мной нет.

    Речь со мною выразительна,

    И точна и удивительна.

    Чтоб красиво говорить,

    Мною нужно дорожить.

  • Слайд 3

    -В народе говорят:

    Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

    -Как вы её понимаете?

  • Слайд 4

    Прилагательные-антонимы

    Узнать, … роль…

    Научиться … в речи

  • Слайд 5
    • большой – маленький
    • старый –
    • сухой –
    • твёрдый –
    • глубокий –

    мб мв мг мд мж …

    мз мй мк

  • Слайд 6

    Простор – обширное, свободное пространство, видимое глазом.

    Простор – свобода, раздолье.

  • Слайд 7
    • Свежий хлеб –
    • свежий ветер –
    • свежая газета –

    чёрствый, сухой хлеб

    • тёплый ветер
    • старая газета

    Вывод: Многозначные имена прилагательные могут иметь разные антонимы

  • Слайд 8
  • Слайд 9
    • весенний
    • солнечный
    • светло-синее
    • чистое
    • ясное
    • лёгкие
    • тёплый
    • осенний
    • дождливый
    • темно-синее
    • облачное
    • хмурое
    • тяжёлые
    • холодный
  • Слайд 10

    Сегодня я узнал …

    Я испытывал затруднения…

    Мне понравилось…

    У меня получилось…

  • Слайд 11

    1. Упр. 2 стр. 48

    2. Запишите пословицы, загадки в которых используются прилагательные-антонимы.

  • Слайд 12

    Интернет-ресурсы:

    Колокольчики

    Портфель с листочком

Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока

Автор: Паутова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 54

Предмет: русский язык

Класс: 4

УМК: «Школа 2100»

Тема: Роль прилагательных-антонимов в речи.

Цели: 1. Уточнить роль прилагательных-антонимов в речи.

Продолжить работу над правильным и обоснованным употреблением антонимов.

Формировать умения находить имена прилагательные в тексте.

Работать над развитием устной и письменной речи.

2. Развивать умения анализировать, устанавливать закономерности, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, толковый словарь.

Этапы урока

Содержание

Примечание

I. Организационный момент. Рефлексия.

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

II. Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

- Послушайте стихотворение.

- Какая часть речи о себе так говорит?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

- Как вы догадались?

(Имя прил. описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- В народе говорят:

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

- Как вы её понимаете?

(Надо учиться говорить чётко, правильно, лаконично, ясно излагать свои мысли)

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

- А как называются прилагательные противоположные по значению?

Прилагательные-антонимы

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы сегодня будем говорить о роли прилагательных-антонимов в речи.

- Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель нашего урока.

- Чтобы вы хотели узнать? Чему научиться?

Узнать, … роль…

Научиться … в речи

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

III. Минутка чистописания

большой – маленький

старый –

сухой –

твёрдый –

глубокий –

- Прочитайте слова первого столбика.

- По какому признаку их объединили в одну группу?

( Прилаг., ед. ч., м. р., начинаются с тв. согл. звуков)

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать.

(К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м)

- Назовите составленные пары слов.

- Какую букву мы будем писать?

- Что вы можете рассказать об этой букве?

(Этой буквой обозначаются звуки [м], [м,])

- Дайте характеристику этим звукам.

- Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:

мб мв мг мд мж …

(Строчная буква м чередуется с согласными буквами, идущими в алфавитном порядке)

- Напишите этот ряд букв в указанной последовательности и допишите следующие три сочетания.

(мз мй мк)

- С какими буквами вы написали сочетания.

Слайд 5

Слайд 5

IV. Словарно-орфографическая работа

Физминутка для глаз

- Угадайте новое словарное слово.

- Оно согласуется со всеми данными прилагательными по смыслу.

морской

бескрайний

огромный

капитан

простор

компас

- Какое это слово?

(простор)

- Как вы догадались?

- Объясните лексическое значение этого слова.

Простор – обширное, свободное пространство, видимое глазом.

- Как вы понимаете выражение «дать простор фантазии»?

- Значит, слово «простор» имеет и другое значение.

Простор – свобода, раздолье.

- Сколько значений имеет это слово?

- Итак, мы можем сказать, что это слово, какое?

(многозначное)

- Объясните написание нового слова.

(В слове простор под ударением гласная о во втором слоге, надо запомнить безударную гласную о в первом слоге)

- Запишите это слово. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложения, словосочетания с данным словом.

(безграничные просторы Вселенной,

бескрайний простор полей, выйти на морской простор, повеселиться на просторе, широкий простор для творчества)

Слайд 6

V. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над многозначностью имён прилагательных.

- Мы говорили о многозначности имени существительного.

- А есть ли многозначные имена прилагательные? - Проведём исследование.

Свежий хлеб –

свежий ветер –

свежая газета –

- Прочитайте словосочетания.

- Замените прилагательные антонимами.

- Какие словосочетания составили?

(чёрствый, сухой хлеб

тёплый ветер

старая газета)

- Запишите словосочетания парами.

- Почему к одному и тому же прилагательному мы подобрали разные антонимы?

(Прилагательные употреблены в разных значениях)

- Назовите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом значении.

- А в каких в переносном?

- Что интересного вы узнали о многозначных именах прилагательных?

- Сделайте вывод.

(Многозначные имена прилагательные могут иметь разные антонимы)

Слайд 7

VI. Формирование умений и навыков.

1. Упражнение в подборе прилагательных-антонимов.

Физминутка для осанки

2. Работа по развитию речи. Редактирование.

- В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы.

- Даны пословицы. Вставьте недостающие слова.

- Какие пословицы вы составили?

С… друг, лучше н… двух.

Д… слово лечит, з… – калечит.

М… дело лучше б… безделья.

Слова для справок: старый, добрый, маленький, большой, новый, злой.

(Старый друг, лучше новых двух.

Доброе слово лечит, злое – калечит.

Маленькое дело лучше большого безделья.)

- Как вы их понимаете?

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

(Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли)

Обозначьте орфограммы.

Проверка.

- Какие орфограммы встретились?

- Назовите слова с безударными гласными в корне слова.

- Со звонкими и глухими согласными.

- С разделительным ь.

- С ь знаком после шипящих на конце существительных.

Работа по учебнику. упр. 207 стр. 33

- Прочитайте задание.

- Что мы должны сделать?

- Выполните эту часть задания.

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

весенний

солнечный

светло-синее

чистое

ясное

лёгкие

тёплый

- Какую смысловую роль они играют?

(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном)

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?

(приятное, тёплое, радостное…)

- Замените в названии слово «ясный» на прилагательное-антоним.

- Что получилось?

(Пасмурный день)

- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?

- Что для этого нужно сделать?

(заменить прилагательные антонимами)

- Подберите слова антонимы.

- Назовите варианты ответов.

осенний

дождливый

темно-синее

облачное

хмурое

тяжёлые

холодный

- Вставьте новые слова в текст.

- Подумайте, какую ещё часть текста надо отредактировать. Попробуйте сделать это самостоятельно.

- Прочитайте текст.

- Что вы можете о нём сказать?

- Какую часть текста мы должны отредактировать?

- В чём особенность этого предложения?

(предложение с прямой речью)

- С каким настроением говорят деревья?

(грустно, печально, тоскливо)

- Что они говорят?

(«Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!»

«Дождь… Сыро, мокро!»)

- Запишите отредактированный текст.

Самопроверка.

- Какую роль играют прилагательные-антонимы?

Вывод: употребление антонимов делает речь более выразительной. Усиливает эмоциональность речи.

Слайд 8

Работа в парах

Слайд 9

VI. Итог урока. Рефлексия

- Подведём итог урока.

Сегодня я узнал …

Я испытывал затруднения…

Мне понравилось…

У меня получилось…

Слайд 10

VII. Домашнее задание.

1. упр. 2 стр. 48

2. Запишите пословицы, загадки в которых используются прилагательные-антонимы.

Слайд 11

Пасмурный день

Осенний пасмурный (дождливый) день. Небо тёмно-синее, облачное, хмурое. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут печально (грустно): «Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» («Дождь… Сыро, мокро!»)

Используемая литература

1. Бунеев Р. Н. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2012.

2. Толковый словарь русского языка/Ожегов

Конспект урока

Автор: Паутова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 54

Предмет: русский язык

Класс: 4

УМК: «Школа 2100»

Тема: Роль прилагательных-антонимов в речи.

Цели: 1. Уточнить роль прилагательных-антонимов в речи.

Продолжить работу над правильным и обоснованным употреблением антонимов.

Формировать умения находить имена прилагательные в тексте.

Работать над развитием устной и письменной речи.

2. Развивать умения анализировать, устанавливать закономерности, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, толковый словарь.

Этапы урока

Содержание

Примечание

I. Организационный момент. Рефлексия.

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

II. Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

- Послушайте стихотворение.

- Какая часть речи о себе так говорит?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

- Как вы догадались?

(Имя прил. описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- В народе говорят:

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

- Как вы её понимаете?

(Надо учиться говорить чётко, правильно, лаконично, ясно излагать свои мысли)

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

- А как называются прилагательные противоположные по значению?

Прилагательные-антонимы

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы сегодня будем говорить о роли прилагательных-антонимов в речи.

- Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель нашего урока.

- Чтобы вы хотели узнать? Чему научиться?

Узнать, … роль…

Научиться … в речи

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

III. Минутка чистописания

большой – маленький

старый –

сухой –

твёрдый –

глубокий –

- Прочитайте слова первого столбика.

- По какому признаку их объединили в одну группу?

( Прилаг., ед. ч., м. р., начинаются с тв. согл. звуков)

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать.

(К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м)

- Назовите составленные пары слов.

- Какую букву мы будем писать?

- Что вы можете рассказать об этой букве?

(Этой буквой обозначаются звуки [м], [м,])

- Дайте характеристику этим звукам.

- Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:

мб мв мг мд мж …

(Строчная буква м чередуется с согласными буквами, идущими в алфавитном порядке)

- Напишите этот ряд букв в указанной последовательности и допишите следующие три сочетания.

(мз мй мк)

- С какими буквами вы написали сочетания.

Слайд 5

Слайд 5

IV. Словарно-орфографическая работа

Физминутка для глаз

- Угадайте новое словарное слово.

- Оно согласуется со всеми данными прилагательными по смыслу.

морской

бескрайний

огромный

капитан

простор

компас

- Какое это слово?

(простор)

- Как вы догадались?

- Объясните лексическое значение этого слова.

Простор – обширное, свободное пространство, видимое глазом.

- Как вы понимаете выражение «дать простор фантазии»?

- Значит, слово «простор» имеет и другое значение.

Простор – свобода, раздолье.

- Сколько значений имеет это слово?

- Итак, мы можем сказать, что это слово, какое?

(многозначное)

- Объясните написание нового слова.

(В слове простор под ударением гласная о во втором слоге, надо запомнить безударную гласную о в первом слоге)

- Запишите это слово. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложения, словосочетания с данным словом.

(безграничные просторы Вселенной,

бескрайний простор полей, выйти на морской простор, повеселиться на просторе, широкий простор для творчества)

Слайд 6

V. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над многозначностью имён прилагательных.

- Мы говорили о многозначности имени существительного.

- А есть ли многозначные имена прилагательные? - Проведём исследование.

Свежий хлеб –

свежий ветер –

свежая газета –

- Прочитайте словосочетания.

- Замените прилагательные антонимами.

- Какие словосочетания составили?

(чёрствый, сухой хлеб

тёплый ветер

старая газета)

- Запишите словосочетания парами.

- Почему к одному и тому же прилагательному мы подобрали разные антонимы?

(Прилагательные употреблены в разных значениях)

- Назовите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом значении.

- А в каких в переносном?

- Что интересного вы узнали о многозначных именах прилагательных?

- Сделайте вывод.

(Многозначные имена прилагательные могут иметь разные антонимы)

Слайд 7

VI. Формирование умений и навыков.

1. Упражнение в подборе прилагательных-антонимов.

Физминутка для осанки

2. Работа по развитию речи. Редактирование.

- В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы.

- Даны пословицы. Вставьте недостающие слова.

- Какие пословицы вы составили?

С… друг, лучше н… двух.

Д… слово лечит, з… – калечит.

М… дело лучше б… безделья.

Слова для справок: старый, добрый, маленький, большой, новый, злой.

(Старый друг, лучше новых двух.

Доброе слово лечит, злое – калечит.

Маленькое дело лучше большого безделья.)

- Как вы их понимаете?

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

(Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли)

Обозначьте орфограммы.

Проверка.

- Какие орфограммы встретились?

- Назовите слова с безударными гласными в корне слова.

- Со звонкими и глухими согласными.

- С разделительным ь.

- С ь знаком после шипящих на конце существительных.

Работа по учебнику. упр. 207 стр. 33

- Прочитайте задание.

- Что мы должны сделать?

- Выполните эту часть задания.

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

весенний

солнечный

светло-синее

чистое

ясное

лёгкие

тёплый

- Какую смысловую роль они играют?

(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном)

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?

(приятное, тёплое, радостное…)

- Замените в названии слово «ясный» на прилагательное-антоним.

- Что получилось?

(Пасмурный день)

- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?

- Что для этого нужно сделать?

(заменить прилагательные антонимами)

- Подберите слова антонимы.

- Назовите варианты ответов.

осенний

дождливый

темно-синее

облачное

хмурое

тяжёлые

холодный

- Вставьте новые слова в текст.

- Подумайте, какую ещё часть текста надо отредактировать. Попробуйте сделать это самостоятельно.

- Прочитайте текст.

- Что вы можете о нём сказать?

- Какую часть текста мы должны отредактировать?

- В чём особенность этого предложения?

(предложение с прямой речью)

- С каким настроением говорят деревья?

(грустно, печально, тоскливо)

- Что они говорят?

(«Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!»

«Дождь… Сыро, мокро!»)

- Запишите отредактированный текст.

Самопроверка.

- Какую роль играют прилагательные-антонимы?

Вывод: употребление антонимов делает речь более выразительной. Усиливает эмоциональность речи.

Слайд 8

Работа в парах

Слайд 9

VI. Итог урока. Рефлексия

- Подведём итог урока.

Сегодня я узнал …

Я испытывал затруднения…

Мне понравилось…

У меня получилось…

Слайд 10

VII. Домашнее задание.

1. упр. 2 стр. 48

2. Запишите пословицы, загадки в которых используются прилагательные-антонимы.

Слайд 11

Пасмурный день

Осенний пасмурный (дождливый) день. Небо тёмно-синее, облачное, хмурое. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут печально (грустно): «Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» («Дождь… Сыро, мокро!»)

Используемая литература

1. Бунеев Р. Н. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2012.

2. Толковый словарь русского языка/Ожегов

Скачать конспект

Сообщить об ошибке