Содержание
-
Роль воспитателя ДО в работе по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста
Барменкова Т.Д К.п.н., учитель-логопед ГБОУ «Школа №1080» г. Москва
-
Логопедическая группа для детей с ТНР
Дети с ТНР получают образование в группе компенсирующей направленности среди сверстников, имеющих сходные нарушения, работа педагогов строится на основе АООП для детей с ТНР. Целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные АООП, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Коррекционное обучение осуществляется в зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста ребенка в сроки от 1 до 4 лет.
-
Специфика работы воспитателя в логопедических группах в соответствии с АООП для детей с ТНР
Воспитатель владеет знаниями о специфике речевых нарушений у детей. Воспитатель работает в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом: Владеет приёмами и методами работы с детьми с ТНР. Осуществляет образовательную деятельность по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие с учетом лексической темы, намеченной логопедом и в соответствии с задачами логопедического занятия. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Учитывает имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организует разговорную речь детей во всех режимных моментах. Педагог также поощряет и инициативную речь детей. Проводит коррекционную работу по заданию логопеда во второй половине дня. Цель её - закрепление навыков и умений, связанных с усвоением АООП. Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им ежедневно. Вечерняя работавоспитателя проводится в разных формах: фронтально, подгруппами или индивидуально. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, остальные дети играют под контролем помощника воспитателя.
-
В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Посещения педагогом занятия логопеда расширяет его представление о коррекционной работе, он овладевает приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист. Речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.
-
Комбинированная группа (инклюзивное образование для детей с ТНР)
Дети с ТНР получают образование в группе комбинированной направленности среди сверстников, не имеющих нарушений речи, работа педагогов строится на основе индивидуального образовательного маршрута в соответствии с АООП для детей с ТНР. Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные индивидуальным образовательным маршрутом, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Коррекционное обучение осуществляется в зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста ребенка в сроки от 1 до 4 лет.
-
Специфика работы воспитателя при инклюзивном образовании в соответствии с АООП для детей с ТНР
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими АООП совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Составление индивидуального образовательного маршрута учителем-логопедом и воспитателями группы Работа с детьми в малых подгруппах или индивидуально в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом Проведение групповых занятий с детьми с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ Проведение занятий во 2-ой половине дня по заданиям учителя-логопеда. Задания фиксируются в тетради взимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы. Заполнение таблиц или иных форм документации, отражающих ежедневную работу по всем образовательным областям детей с ОВЗ
-
Работа с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, открытые занятия, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ. В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Стенды для родителей учитель-логопед оформляет в течение всего учебного года. Размещённые там материалы помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание дидактических игр, текущие материалы по формированию всех компонентов речи, художественные произведения для чтения и заучивания.
-
Законодательная база
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ № 1155 ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Ссылка: минобрнауки.рф/документы/6261 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ № 1014 ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Ссылка: минобрнауки.рф/документы/6260 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2015 Г. № 734 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. № 1015 Ссылка: минобрнауки.рф/документы/6513 Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Ссылка: минобрнауки.рф/документы/5132 Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Ссылка: минобрнауки.рф/документы/5133 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 2015 Г. № 1309 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ» Ссылка: минобрнауки.рф/документы/7619 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья« Письмо МОиН от 16.02.15 №ВК-333/07 "Об организации по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ"
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.