Презентация на тему "Синтаксис" 8 класс

Презентация: Синтаксис
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.13 Мб). Тема: "Синтаксис". Предмет: русский язык. 30 слайдов. Для учеников 8 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Аудитория
    8 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Синтаксис
    Слайд 1

    Дорогой друг!

    Тебе предстоит изучить один из важнейших разделов лингвистики.

  • Слайд 2

    Полезно ли изучать синтаксис

    Знание синтаксиса позволяет решать целый ряд лингвистических и общеучебных задач.

  • Слайд 3

    синтаксис

    Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения; способы соединения простых предложений в сложные, а также изучающий сами словосочетания и предложения. (греч. syntaxis – составление). Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) Учение о словосочетании; 2) Учение о предложении. Синтаксис словосочетания, синтаксис предложения. 2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного, синтаксис глагола. Д

  • Слайд 4

    Лабораторная работа№1

    Цель Дано Мои наблюдения Выводы

  • Слайд 5

    Цель работы

    Установить, какие синтаксические средства приводят во взаимодействие лексическое значение слова, его морфологические признаки и порождают смысл речи

  • Слайд 6

    дано

    Отрывок из стихотворения

  • Слайд 7

    Мои наблюдения

    Прочитав внимательно текст, ответь на вопросы: Одинаковый ли смысл передают первое и второе предложения? За счет каких языковых средств(формы слов, порядок слов в предложении, интонация, связь слов друг с другом) передан смысл каждого предложения? Наблюдения оформите в предложения и запишите. -

  • Слайд 8

    вывод

    Делая вывод, ответьте на вопрос: Какие языковые средства порождают смысл речи? Помните, что в выводе кратко (одним – двумя предложениями) формулируется самое основное по рассмотренной проблеме.

  • Слайд 9

    Синтаксис словосочетания

  • Слайд 10

    Что такое словосочетание

    Словосочетание- это сочетание двух или нескольких слов, связанных: по смыслу (зависимое слово конкретизирует главное) грамматически (зависимое слово подчинено главному и находитсяв определенной морфологической форме) словосочетание – соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Родительское собрание, контрольная работа по русскому языку, ученик восьмого класса, читать про себя. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты(Ф.Ф.Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании. (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь – справочник лингвистических терминов, стр.307) Д

  • Слайд 11

    словосочетания

  • Слайд 12

    упражнение

    растительный мир животный мир молодой и талантливый широкий экран выращенный картофель Задание: - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слова, в которых все согласные звонкие.

  • Слайд 13

    Проверь себя

    Карточка самоконтроля Исключить надо выражение молодой и талантливый, так как оно 1.не является словосочетанием; 2. в словах данного выражения нет орфограмм «Чередование в корне» и « Правописание жи, ши» 3. все словосочетания - именные Слова, в которых все согласные звонкие – мир, молодой

  • Слайд 14

    упражнение

    Задание: Реши орфографические задачи, распредели словосочетания на три группы (именные, глагольные, наречные) в зависимости от того, какое слово является главным. Любоваться расст…лавшейся равниной, читать (в)слух, хороший пл…вец, зал…зать на дерево, посв…тить жизнь наук…, пр…з…дент республики, ш…пот ночи, боч…нок с водой, рекордный прыж…к, (не)приемлемо дорого, неумес…ный вопрос, декабр..ский вечер, от…грать первый период, сверх...зысканный вкус, очень вкус…но, бе…численные споры, ра…путать узел, участвовал в (полу)финале, (не)хоженые тропы, нескоше(н,нн)ый луг, слишком ле..ко, оди(н,нн)адцать человек, (овоще)перерабатывающий завод, (ни)когда (не)забуду.

  • Слайд 15

    Проверь себя

  • Слайд 16

    Связь слов в словосочетании

    Согласование Управление Примыкание

  • Слайд 17

    согласование

    Вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений господствующему (главному – примеч. автора программы)слову. Новый район, в новую квартиру, к новым домам. Согласование неполное. Согласование, при котором использованы не все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова. Вижу мальчика улыбающимся (согласование определения улыбающимся с определяемым существительным мальчика только в роде и числе, но не в падеже; сравните устаревшую конструкцию Вижу мальчика улыбающегося – с полным согласованием. Согласование полное. Согласование, при котором используются все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова. Летним вечером (согласование в роде, числе и падеже), последние известия ( согласование в падеже и числе), результаты известны (согласование в числе) Д

  • Слайд 18

    упражнение

    Клетчатое пальто Шерстяное кашне Вставлены окна Скоростное шоссе Компетентное жюри Задание: - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слово, в котором все согласные глухие.

  • Слайд 19

    Проверь себя

    Исключить надо выражение вставлены окна, так как оно 1.не является словосочетанием; 2. в данном выражении нет несклоняемого существительного 3. вид связи во всех словосочетаниях - согласование Слово, в котором все согласные глухие – шоссе.

  • Слайд 20

    управление

    Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. Испытывать станок, проверять работу, интересоваться политикой, любоваться восходом солнца, полон решимости. Д

  • Слайд 21

    упражнение

    Выпиши из текста все словосочетания с управлением. Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в темную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

  • Слайд 22

    Проверь себя

    Стая испуганных птиц, несутся над морем, ветер с океана, сбивает их, сбивает в темную сплошную массу, громоздя в причудливые очертания.

  • Слайд 23

    примыкание

    Вид подчинительной связи, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив. Внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь. Примыкание имеет место в глагольных словосочетаниях (много работать, попросить подождать, говорить улыбаясь), в именных ( яйца всмятку, желание учиться, весьма интересный, готовый помочь), наречных ( очень далеко, слишком поздно) Д

  • Слайд 24

    упражнение

    Играть вслепую Говорить негромко Слушал и думал Обидеть сгоряча Вкусно готовить - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слово, в котором все согласные звонкие. - Найдите слова, в которых происходит оглушение звонких согласных и озвончение глухих.

  • Слайд 25

    Проверь себя

    Исключить надо выражение слушал и думал , так как оно 1.не является словосочетанием; 2. глаголы в форме прошедшего времени ( в остальных – инфинитив); 3. все остальные выражения являются словосочетаниями с видом связи примыканием. Слова, в которых происходит оглушение – вслепую, вкусно, озвончение – сгоряча.

  • Слайд 26

    тест

  • Слайд 27

    ключ

  • Слайд 28

    фразеологизмы

    Дать стрекача, сваливать с больной головы на здоровую, бабье лето, молочные реки, рассыпаться мелким бесом, брать за горло, брать себя в руки, буриданов осел, брать на буксир. Дополните ряд своими примерами.

  • Слайд 29

    Условные обозначения

    Д

  • Слайд 30

    Словарь использованных терминов

    Уподобление

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке