Содержание
-
Дорогой друг!
Тебе предстоит изучить один из важнейших разделов лингвистики.
-
Полезно ли изучать синтаксис
Знание синтаксиса позволяет решать целый ряд лингвистических и общеучебных задач.
-
синтаксис
Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения; способы соединения простых предложений в сложные, а также изучающий сами словосочетания и предложения. (греч. syntaxis – составление). Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) Учение о словосочетании; 2) Учение о предложении. Синтаксис словосочетания, синтаксис предложения. 2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного, синтаксис глагола. Д
-
Лабораторная работа№1
Цель Дано Мои наблюдения Выводы
-
Цель работы
Установить, какие синтаксические средства приводят во взаимодействие лексическое значение слова, его морфологические признаки и порождают смысл речи
-
дано
Отрывок из стихотворения
-
Мои наблюдения
Прочитав внимательно текст, ответь на вопросы: Одинаковый ли смысл передают первое и второе предложения? За счет каких языковых средств(формы слов, порядок слов в предложении, интонация, связь слов друг с другом) передан смысл каждого предложения? Наблюдения оформите в предложения и запишите. -
-
вывод
Делая вывод, ответьте на вопрос: Какие языковые средства порождают смысл речи? Помните, что в выводе кратко (одним – двумя предложениями) формулируется самое основное по рассмотренной проблеме.
-
Синтаксис словосочетания
-
Что такое словосочетание
Словосочетание- это сочетание двух или нескольких слов, связанных: по смыслу (зависимое слово конкретизирует главное) грамматически (зависимое слово подчинено главному и находитсяв определенной морфологической форме) словосочетание – соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Родительское собрание, контрольная работа по русскому языку, ученик восьмого класса, читать про себя. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты(Ф.Ф.Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании. (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь – справочник лингвистических терминов, стр.307) Д
-
словосочетания
-
упражнение
растительный мир животный мир молодой и талантливый широкий экран выращенный картофель Задание: - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слова, в которых все согласные звонкие.
-
Проверь себя
Карточка самоконтроля Исключить надо выражение молодой и талантливый, так как оно 1.не является словосочетанием; 2. в словах данного выражения нет орфограмм «Чередование в корне» и « Правописание жи, ши» 3. все словосочетания - именные Слова, в которых все согласные звонкие – мир, молодой
-
упражнение
Задание: Реши орфографические задачи, распредели словосочетания на три группы (именные, глагольные, наречные) в зависимости от того, какое слово является главным. Любоваться расст…лавшейся равниной, читать (в)слух, хороший пл…вец, зал…зать на дерево, посв…тить жизнь наук…, пр…з…дент республики, ш…пот ночи, боч…нок с водой, рекордный прыж…к, (не)приемлемо дорого, неумес…ный вопрос, декабр..ский вечер, от…грать первый период, сверх...зысканный вкус, очень вкус…но, бе…численные споры, ра…путать узел, участвовал в (полу)финале, (не)хоженые тропы, нескоше(н,нн)ый луг, слишком ле..ко, оди(н,нн)адцать человек, (овоще)перерабатывающий завод, (ни)когда (не)забуду.
-
Проверь себя
-
Связь слов в словосочетании
Согласование Управление Примыкание
-
согласование
Вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений господствующему (главному – примеч. автора программы)слову. Новый район, в новую квартиру, к новым домам. Согласование неполное. Согласование, при котором использованы не все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова. Вижу мальчика улыбающимся (согласование определения улыбающимся с определяемым существительным мальчика только в роде и числе, но не в падеже; сравните устаревшую конструкцию Вижу мальчика улыбающегося – с полным согласованием. Согласование полное. Согласование, при котором используются все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова. Летним вечером (согласование в роде, числе и падеже), последние известия ( согласование в падеже и числе), результаты известны (согласование в числе) Д
-
упражнение
Клетчатое пальто Шерстяное кашне Вставлены окна Скоростное шоссе Компетентное жюри Задание: - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слово, в котором все согласные глухие.
-
Проверь себя
Исключить надо выражение вставлены окна, так как оно 1.не является словосочетанием; 2. в данном выражении нет несклоняемого существительного 3. вид связи во всех словосочетаниях - согласование Слово, в котором все согласные глухие – шоссе.
-
управление
Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. Испытывать станок, проверять работу, интересоваться политикой, любоваться восходом солнца, полон решимости. Д
-
упражнение
Выпиши из текста все словосочетания с управлением. Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в темную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.
-
Проверь себя
Стая испуганных птиц, несутся над морем, ветер с океана, сбивает их, сбивает в темную сплошную массу, громоздя в причудливые очертания.
-
примыкание
Вид подчинительной связи, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив. Внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь. Примыкание имеет место в глагольных словосочетаниях (много работать, попросить подождать, говорить улыбаясь), в именных ( яйца всмятку, желание учиться, весьма интересный, готовый помочь), наречных ( очень далеко, слишком поздно) Д
-
упражнение
Играть вслепую Говорить негромко Слушал и думал Обидеть сгоряча Вкусно готовить - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слово, в котором все согласные звонкие. - Найдите слова, в которых происходит оглушение звонких согласных и озвончение глухих.
-
Проверь себя
Исключить надо выражение слушал и думал , так как оно 1.не является словосочетанием; 2. глаголы в форме прошедшего времени ( в остальных – инфинитив); 3. все остальные выражения являются словосочетаниями с видом связи примыканием. Слова, в которых происходит оглушение – вслепую, вкусно, озвончение – сгоряча.
-
тест
-
ключ
-
фразеологизмы
Дать стрекача, сваливать с больной головы на здоровую, бабье лето, молочные реки, рассыпаться мелким бесом, брать за горло, брать себя в руки, буриданов осел, брать на буксир. Дополните ряд своими примерами.
-
Условные обозначения
Д
-
Словарь использованных терминов
Уподобление
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.