Содержание
-
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Работу выполнила Елена Владимировна Лоханова, учитель лицея №1 г. Балаково.
-
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны следующие способы связи частей друг с другом: Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением с неоднородным подчинением с последовательным подчинением
-
I. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением: 1) Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.(А. Фет) [ ], (что…), (что…).
-
В СПП с однородным подчинением придаточные однотипные, относятся или к одному члену предложения, или ко всему главному. Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз: (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде]. (М. Пришвин)
-
Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения: 1) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин.) 2) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина.)
-
II. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением: 1 Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) К одной главной части относятся неоднородные (разнотипные) придаточные, т.е. они отвечают на разные вопросы. (Когда …), [ ], ( что …).
-
III. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением: 1) Долго он шел туда, где светился огонек, чтобы обо всем рассказать. [… туда], ( где …), (чтобы …). СПП с последовательным подчинением представляют собой цепочку. Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными I степени; придаточные, поясняющие придаточные I степени, называются придаточными II степени и т.д.
-
При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, например: Он сказал, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. Между стоящими рядом союзами запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то или так. н . [ ], ( что, ( если …) …). [ ],(что, (когда), ). [ ],(что (когда), то ).
-
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть однородное и последовательное подчинение; неоднородное и последовательное подчинение; однородное и неоднородное подчинение и т.д.: Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (К. Паустовский.) [ ] ( когда) ( что) ( как)
-
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия: а) последовательное подчинение б) однородное подчинение в) параллельное подчинение 1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев) 2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)
-
3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков) 4 . Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин) 5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак) 6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за пле- чи человека, чтобы заставить его опомниться. 7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете. (А.Сурков)
-
Ответы
1- в 4 - а 2 – а 5 - б 7 - в 3 – а 6 - а
-
Решите пунктуационные задачи и найди соответствия
а. Запятая перед союзом и. б. Запятая после союзом и. в. Не нужны запятые ни перед, ни после союза и. 1. Ребята уверяли, что они устали и идти больше не могут. 2. Я уезжаю и как только доеду до места, дам тебе знать. 3.Мы вошли во двор, где нас окликнули и пошли дальше. Ответ: 1- в, 2- б, 3- а.
-
Нужно ли ставить запятую между двумя подчинительными союзами (или союзом и союзным словом)
а – нужна запятая б – не нужна запятая 1. Я заметил, что куда ни приедешь, найдёшь интересное. 2. Он сказал строго брату, что если обещал, то надо выполнить обещанное. 3. Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже обед. 4.Мы заметили, что если всмотреться в вырубки, то т. пни покрыты опятами. Ответ: 1- а, 2 – б, 3 – а, 4 – б.
-
Использованные материалы
1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык . Теория 5-9 класс. М.: Дрофа, 2009. 2. В.Н.Горшкова Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. М.: Просвещение. 2001.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.