Презентация на тему "Сложные предложения с прямой и косвенной речью"

Презентация: Сложные предложения с прямой и косвенной речью
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.27 Мб). Тема: "Сложные предложения с прямой и косвенной речью". Предмет: русский язык. 16 слайдов. Для учеников 5-9 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.8 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Сложные предложения с прямой и косвенной речью
    Слайд 1

    Сложные предложения с прямой и косвенной речью

  • Слайд 2

    При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую. Чужая речь обычно передается двумя способами: прямой и косвенной речью.

  • Слайд 3

    Чужая речь прямая речь косвенная речь Прямая речь –это точная передача высказывания. Однако чужое высказывание может быть передано не точно, а пересказано от себя, от лица говорящего. Такая форма передачи прямой речи называется косвенной речью. Нам было сказано: «Сидите тихо!»( Прямая речь) Нам было сказано, чтобымы сидели тихо.(Косвенная речь)

  • Слайд 4

    Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь имеет форму сложноподчиненного предложения. Слова автора указывают на наличие чужой речи, а также на того, кому она принадлежит. Нередко авторские слова могут пояснять, при каких условиях произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку.

  • Слайд 5

    Оформление прямой речи на письме

  • Слайд 6

    Вспомните!

    Прямая речь на письме выделяется кавычками. Если прямая речь следует после слов автора, то между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, а в конце прямой речи употребляется точка (обозначается после кавычек), вопросительный или восклицательный знак, многоточие (обозначаются перед кавычками). Прямая речь пишется с большой (прописной) буквы.

  • Слайд 7

    Схема предложений с прямой речью может иметь следующие варианты: А: «П». А: «П!» А: «П?» А: «П…» Если же слова автора стоят после прямой речи, то за ней ставится: запятая и тире; восклицательный или вопросительный знак и тире; многоточие и тире. Слова автора во всех случаях пишутся с маленькой (строчной) буквы. Схемы предложений с прямой речью в этом случае будут иметь такие варианты: «П», - а. «П!» - а. «П?» - а. «П…» - а.

  • Слайд 8

    Если слова автора стоят внутри прямой речи, разрывают ее, то знаки ставятся в зависимости от смысла и структуры предложения: 1. Если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. Схема: «П, - а, - п». Пример: « Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».

  • Слайд 9

    2. Если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед словами автора ставятся запитая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Схема: «П, - а. – П» Пример: «Ради Бога, простите, - заговорил Вадим – Позвольте я вам помогу встать».

  • Слайд 10

    3. Если на месте разрыва должен стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки сохраняются перед словами автора и и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Схема: «П? – а. – П». Пример: «какой чудесный человек, не правда ли? – воскликнула Саша. – Я не видела его без улыбки на лице, без шутки». Схема: «П! – а. – П». Пример: «Вы, Саша, уходите! – сказал Николай. – До свидания». Схема: «П… - а. – П». Пример: «Погоди… - крикнул Ленька. – Как ты говоришь? Пыль?».

  • Слайд 11

    Возьмите на заметку!

    1. Если слова автора предшествуют прямой речи, то в них обычно сохраняется прямой порядок слов, например: «Деревьяшумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!» 2.Если же слова автора стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок слов в них обратный, например: «Это что за птица?» - спросилаЗиночка.

  • Слайд 12

    Диалог

  • Слайд 13

    Диалог – это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на другого. Каждая реплика диалога, как правило, записывается с новой строки. Вместо кавычек перед репликой ставится тире. Диалог может состоять из двух, трех, четырех (иногда и более) предложений – реплик, тесно связанных по смыслу и строению. Содержание и форма первой реплики определяет содержание и форму второй и т.д. Таким образом, только сочетания реплик помогает понять смысл диалога.

  • Слайд 14

    Например: 1) -Кто звонит? -Николай. 2) -Поставь! -Куда? -На стол. В первом примере вторая реплика определяется содержанием и формой первого вопросительного предложения. Второе предложение неполное и состоит только из одного подлежащего, так как сказуемое названо в первом. Во втором примере все три реплики – неполные предложения: в первом нет обстоятельства, чем и вызвана вторая реплика. Во втором примере все три реплики – неполные предложения: в первом нет обстоятельства, чем и вызвана вторая реплика. Во второй реплике опущено сказуемое, имеющееся в первой реплике; третья реплика состоит из одного обстоятельства, которого не хватает в первой реплике и которое является ответом на вопрос, поставленный во второй реплике.

  • Слайд 15

    Цитаты

  • Слайд 16

    Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова. Цитата привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке