Содержание
-
Исследовательский проект «SMS – новый речевой жанр?»
-
Введение
- На уроке русского языка по теме разговорный стиль речи и его жанры, я задалась вопросом: часто ли мы пишем письма и что такое SMS. Если бы пять лет назад, спросили, что такое SMS, то многие бы затруднились ответить. Сегодня даже школьник, еще не умеющий читать, понимает, о чем идет речь, когда произносится слово «SMS». Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют письма из нашей жизни. Порой, действительно, легче позвонить родным, друзьям или послать SMS, чтобы поздравить или сообщить о каком-то событии, чем написать об этом письмо.
- Итак, если предположить, что у письма нет будущего, и его полностью вытесняет SMS, то мы можем считать SMS, как новый речевой жанр? Но данное утверждение требует доказательства.
-
Цель
Выяснить, является ли SMS новым речевым жанром.
-
Задачи
- Доказать, что SMS – новый речевой жанр или получить опровержение этому.
- Выяснить, насколько привлекательна такая форма общения как SMS.
- Узнать, может ли SMS вытеснить такой эпистолярный жанр как письмо.
-
Вопросы проекта
- Является ли SMS новым речевым жанром?
- Какова коммуникативная цель SMS?
- Каковы функции SMS?
- На какие группы делится SMS по содержанию?
- Каковы языковые особенности SMS?
- Каковы ведущие стилевые черты SMS?
- Чем отличается письмо от SMS?
-
О речевом жанре
- На уроках литературы дается представление о жанрах художественной литературы, например о ее эпических разновидностях: рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея. Достаточна широка и типология лирических и драматических жанров.
- Однако «даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам… К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалог, и бытовой рассказ, и короткую стандартную военную команду, и довольно пестрый репертуар деловых документов, но сюда же мы должны отнести и многообразные формы научных выступлений» (Бахтин М.М)
- Жанр являет собой форму организации речевого материала, основная составляющая которого находится в рамках того или иного функционального стиля. Жанры- относительно устойчивы, каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и реализует определенные типы связи между предложениями. Таким образом, текст не может быть жанрово «нейтральным»- он должен быть создан по законам определенного жанра.
-
Эпистолярные жанры
- Письмо
- Дневниковые записи
- Записки
- И предположим:SMS
-
Письмо
Письмо — сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми.
-
Дневниковая запись
Дневниковая запись - ежедневные записи наблюдений, текущих событий общественной или личной жизни.
-
В современном толковом словаре русского языка записка определяется как
- Листок бумаги, содержащий короткое письмо, вопрос, сообщение и т.п.
- Краткое изложение какого-либо дела, сообщение о чем-либо в официальной форме.
-
SMS
SMS (англ.Short Message Service — служба коротких сообщений) — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.
-
История SMS
SMS была создана как составная часть стандарта GSM Phase Впервые система рассылки коротких сообщений была опробована в декабре 1992 года в Англии для передачи текста с персонального компьютера на мобильный телефон в сети.
-
SMS по содержанию бывают
- SMS-розыгрыши
- SMS-поздравления
- Любовные SMS
- Бытовые-SMS
-
SMS как новый речевой жанр
Коммуникативная цель сообщений – просто установить контакт или передать информацию. Общение через sms-сообщения, в отличие от телеграмм и писем, может представлять собой диалог. Собеседники могут узнавать о последних новостях друг друга. Телеграммы и sms-сообщения не могут быть анонимными, поэтому эсэмэски часто начинаются с обращения, а подписываются редко. Как правило, sms – это очень короткие сообщения, состоящие не более чем из 2–3 нераспространенных предложений. SMS-сообщения носят скорее неформальный характер. Часто ошибки делаются специально, чтобы подчеркнуть неформальность общения и максимально приблизить письменный текст к устной речи. Отсутствие возможности интонирования в SMS-общении компенсируется более активно, чем в обычной письменной речи: использованием многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и их сочетаний, использование смайликов. Повышение тона обычно передается заглавными буквами.
-
Особенности SMS-общений
электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объеме, нелинейность во времени, неформальность общения, транслитерация, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами, в частности, написание по фонетическому принципу, компенсирование отсутствия мимики и жестов, смайликами и заглавными буквами.
-
Письмо и SMS
-
Поздравляю вас всех, мои лапушки, с наступающим весенним праздником – 8 марта! Пусть каждый день будет добрым и светлым. Дарит смех, доброту, новый взлет. Будет мир на везенье щедрым! Счастье, Радость, Удачу несет. Хочу, чтобы вы счастливее были. А мне для счастья надо только это!
- С праздником 8 марта! Счастья, удачи!
- Смотрим ТВ. Смотрите сериалы? Привет А.Н.
- Какая у вас погода? В квартире тепло?
- Чем занимаетесь? Что нового?
- Люблю. Скучаю. Пишите.
-
Различия SMS от письма
- Во-первых, письмо передает не только события, произошедшие накануне отправления письма, но и настроение адресанта.
- Во-вторых, легко можно прочувствовать душевное состояние писавшей, её одиночество.
- SMS-сообщения передают только констатацию фактов и не позволяют разобраться в чувствах, в настроении адресанта.
- В SMS -преобладание диалогической формы общения. В письме – монологической. В письмах часто употребляются личные местоимения и частицы (в том числе разговорные: ну, вот, ведь и т. д.) и притяжательные прилагательные, например Петина сестра, Лешина Наташа), причастия и деепричастия не употребляются. В SMS этого нет.
-
Сходство письма с SMS
- Неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм, эмоциональность и экспрессивность.
- На уровне лексики и фразеологии – используются слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; присутствует конкретная лексика; много слов с экспрессивно – эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, иронических, неодобрительных и т. д.) Но подавляющее количество слов – общеупотребительные, нейтральные.
- На словообразовательном уровне – широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности; с окраской разговорности. Образование прилагательных оценочного значения, глаголов. Для усиления экспрессии используется удвоение слов.
- С точки зрения морфологии – видим преобладание глаголов над существительными, особенно в SMS.
- Характерные особенности синтаксиса – употребление неполных, односоставных, вопросительных и побудительных предложений.
- Порядок слов в предложениях свободный
-
Выводы
И письмо и SMS имеют:
- рамочную структуру.
- повествование ведется от 1 лица.
- композиционно – речевой тип – диалогический монолог.
- тема – рематическая структура.
- искренность, исповедальный тон, эмоции, эксрессия.
Итак, сходство с письмом позволяет сделать вывод о том, что SMS – новый речевой жанр.
-
Опрос
- Часто ли вы пишите SMS?
- Привлекательна ли для вас такая форма общения?
- Как вы думаете, является ли SMS речевым жанром?
- Как часто вы пишите письма?
- Кому вы пишите SMS?
- Кому пишите письма?
- Вы храните, перечитываете SMS?
- Храните ли вы письма?
-
Часто ли вы пишите SMS?
-
Привлекательна ли для вас такая форма общения?
-
Как вы думаете, является ли SMS речевым жанром?
-
Как часто вы пишите письма?
-
Кому вы пишите SMS?
-
Кому пишите письма?
-
Вы храните, перечитываете SMS?
-
Храните ли вы письма?
-
Выводы по социологическому опросу
- Чаще пользуются SMS ученики - 50% от числа опрошенных.
- Привлекательнее такая форма общения для учеников – 71% от числа опрошенных.
- На поставленный вопрос: Является ли SMS речевым жанром? Респонденты ответили так, ответили да ученики – 64% , учителя 100%.
- Чаще пишут письма ученики - 64% от числа опрошенных.
- На 5 и 6 вопросы ученики больше пишут друзьям, а взрослые пишут больше родным
- Социологический опрос в виде сравнения молодого поколения с взрослыми дал такие результаты: Использование SMS общения характерен для молодого поколения, такая форма общения для молодежи привлекательнее (50%), чем использовать письма (21%).
-
Коммуникативная цель SMS – передача письменной информации
- Главная функция SMS - общение, обмен мыслями, дружеское поздравление, сообщение необходимой, реже деловой или другой информации.
- Языковые особенности SMS схожи с таким видом речевой деятельности, как письмо.
- Вывод: SMS – новый речевой жанр.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.