Содержание
-
Сочинение по литературе. 2014 - 2015 учебный год.
Учитель МОУСОШ№№17 Г.Карталы Косолапова Ольга Михайловна
-
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Чем люди живы?
-
Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
-
Юбилей М.Ю. Лермонтова• "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно..."• Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова• "А что такое счастие?" Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"• Имя Лермонтова на карте России• "Лермонтов и Кавказ", "Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ...", " То сердце, где кровь кипела..."• "...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;...• Я думал: жалкий человек• Согласны ли вы с утверждением Печорина: ""Один из друзей всегда раб другого..." ?• "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?• Что в имени тебе моём?• "Большое видится на расстоянье". Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова "Валерик"
-
2. Вопросы, заданные человечеству войной
2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
-
Вопросы, заданные человечеству войной • Между жизнью и смертью• Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне• Дети и война• 891 день мужества ленинградцев• Мемориал – памятник с особым значением• "По ком звонит колокол"• Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?• Значение войн для государства и для человека
-
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
-
4. Спор поколений: вместе и врозь
4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
-
5. Чем люди живы?
5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
-
- Сами темы никому не будут доступны до экзамена.- Проходить экзамен будет в декабре. Для не справившихся пересдача в феврале.- Проверять работы будут школьные учителя.- Оценка – зачёт/незачёт.- Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями).- Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учёта результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приёмной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.
-
Критерии оценивания сочинения:Что касается объёма итогового сочинения, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов внёс предложение в этом году не ограничивать его жесткими рамками, а установить ориентировочный минимум слов в письменной работе, необходимый для положительного оценивания работы вкупе с другими критериями, — говорится в сообщении пресс-службы министерства. Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы. Во время экзамена, возможно, разрешат пользоваться литературой. Рекомендуемое максимальное количество слов в в сочинении 400. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
-
Критерии оценивания
-
Критерии оценивания
-
-
-
Практические рекомендации к работе над сочинением
Внимательное прочтение формулировки темы: определение ключевых слов, истолкование их семантики. Выбор жанра, соответствующего теме сочинения. 3. Формулирование главного тезиса и аспектов его раскрытия (микротем). 4. Определение способов аргументации тезиса на основе художественного текста и литературно-критического материала (примеры, цитаты, комментарии). 5. Продумывание композиционной структуры: от введения к заключению. 6. Постановка акцента на заключении: концентрированное выражение главного в сочинении и определение «горизонтов» дальнейшего развития темы.
-
Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.
-
Жанры сочинения. Эссе
- это сочинение школьника, предполагающее такое раскрытие темы, при котором совмещаются литературоведческий и философско-этический аспекты ее освещения. В эссе ученик наиболее свободно выражает свое эмоционально-личностное понимание темы. Ведущие стилевые черты эссе: экспрессивность, ассоциативность, образность, субъективность.
-
Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей
- это сочинение, предполагающее создание «портрета» героя/героев, в котором через сравнение с другими персонажами выявляются его/их нравственные характеристики и грани личности. При этом обязательно рассмотрение системы ценностей героя, его жизненной позиции.
-
Литературоведческая (школьная) статья
- это сочинение, ориентированное на научный жанр литературоведческой статьи. В его основе – рассмотрение конкретной литературоведческой проблемы: жанра, композиции, описаний (портрета, пейзажа, интерьера), рамочного комплекса (заголовка, посвящения, эпиграфа, авторского предисловия и др.), идейного смысла текста в целом.
-
Анализ и интерпретация эпизода
это сочинение, которое является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на основе анализа эпизода – условно вычленяемой структурной единицы текста, которая осмысляется в контексте целого. Эпизод – относительно законченный фрагмент текста, обладающий своей структурой: микросюжетом, описаниями, композицией, авторским стилем.
-
Анализ и интерпретация лирического стихотворения
это сочинение, которое также является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на основе целостного структурного анализа лирического текста и осмысления его пафоса (мироощущения лирического героя). Рассмотрение стихотворения в его интертекстуальных связях и литературном контексте придаст сочинению большую глубину.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.