Содержание
-
Сочинение-рассуждениена итоговой аттестации в 9 классе.
-
Рассуждение: тип речи, в котором указываются причины и следствия того или иного явления, положения; дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, сообщению и т.д.; основными вопросами рассуждения являются: Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? ОСНОВА РАССУЖДЕНИЯ – причинно-следственные отношения, доказательства.
-
Строение текста типа рассуждения. ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА(аргументы) ВЫВОДЫ
-
Композиция рассуждения. 1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. 2. Основная часть: а)формулирование основного текста; б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса. 3. Заключение-вывод.
-
Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами: -вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.; -союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др.
-
Виды доказательств. 1. Дедуктивные: –от тезиса к доказательствам ( Книга –лучший учитель. Например,…) 2. Индуктивные: - от примера к тексту (Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга –лучший учитель.)
-
3. Прямые. а) Ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. (Каждый человек хочет быть счастливым.) б) Ссылка на авторитетный источник: цитата; проверенные, достоверные факты, события; статистические данные; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально; показания очевидцев; примеры из художественной литературы).
-
Например: «Луну называют богиней ночи. Это - наш молчаливый сосед, на ней нет жизни. Она вращается вокруг Земли на расстоянии 384400икилометров (238,618 миль). Полный оборот Луны вокруг Земли происходит за 27 дней и 12 часов. Этот факт, описанный Г.Шалаевой в своих трудах, имеет особое значение. Он означает, что мы никогда не сможем увидеть другую сторону Луны». в) Указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса. г) Приведение аналогии, сравнения.
-
4. Косвенные: -доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.
-
Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря нато, что
-
Типичные ошибки в композиции текста рассуждения:
несоразмерность частей композиции; затянутое вступление; недостаточный объем основной части; слишком большой объем концовки; отсутствие какой-либо композиционной части (вступления, заключения; в этом случае текст как будто оборван); недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одного объекта на другой, с одной темы на другую); несоответствие построения текста адресату, целям и задачам автора.
-
Список литературы
Павлова Т.И., РанневаН.А.. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации:УМП; Ростов н/Дону: Легион, 2009 Капинос В.И Развитие речи: теория и практика обучения: Кн. Для учителя; М.: Линка-Пресс, 1994 Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьева Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ФИПИ.- М.: «Интеллект-центр», 2009
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.