Содержание
-
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕНА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА
-
Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста
Цели урока: Рассмотреть этапы написания сочинения; Рассмотреть критерии оценивания сочинения; Написать сочинение.
-
Этапы написания сочинения
1. Определить тему текста и его проблематику. Установить иерархию проблем. Проблема – это вопрос, требующий обсуждения решения, вопрос, который заставляет задуматься о чем-то. Это главный вопрос, ответ на который автор пытается найти в своем тексте.
-
Проблематика текста
-
Комментарий к сформулированной проблеме
Комментарий – это объяснение проблемы, рассуждение по проблеме. Он нужен, чтобы выяснить, насколько хорошо и правильно учащийся понял текст произведения.
-
Способы написания комментария.
1 способ Комментарий как отдельная часть сочинения. Он объясняет текст. 2 способ Комментарий дается вместе с изложением собственной точки зрения.
-
В комментарии можно писать следующее:
1. Часто ли встречается такая проблема2. Какая это проблема (нравственная, экологическая, философская)3. Какие авторы обращались к этой проблеме.4. Встречались ли сами учащиеся в жизни с такой проблемой.
-
Речевые конструкции
Чтобы мы поняли, как это важно (актуально, серьезно) автор рассказывает о том, что… Начав с рассуждения о том, что…
-
Автору не всё кажется таким простым. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает…. Сколько уже говорилось об этом. Но такой, казалось бы простой теме (проблеме) автор придает новое звучание.
-
Позиция автора
Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме. Важно помнить, что авторская позиция может выражаться прямо ( чаще всего так бывает в текстах научного, делового и публицистического стиля) . Так же авторская позиция может выражаться в подтексте, в поступках или характерах героев (художественный стиль речи). Будьте внимательны при работе с текстами, в которых автор использует иронию.
-
Не путайте позицию автора и позицию героя в художественных текстах. Это разные позиции. Ученика должна интересовать только позиция автора.
-
Речевые ошибки
В сочинении никогда не должно быть таких слов: В этом тексте… В данном тексте… В своем тексте… Автор говорит… Согласен с позицией автора…
-
Правильно!!! В тексте Н.Н. Толстого говорится… По мнению автора… Автор считает… Я согласен с мнением автора… Я разделяю позицию автора…
-
Речевые конструкции
Авторское повествование (описание, рассуждение) проникнуто (наполнено) необыкновенно теплыми (нежными, искренними) чувствами (переживаниями) по отношению к …. Автор не обличает, не критикует, он только желает быть услышанным, говоря о том, ……
-
Автор не обличает, не критикует, он только желает быть услышанным, говоря о том, ……
-
Собственное мнение
Определив анализируемую проблему, необходимо чётко сформулировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательства. Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно, особенно, если сочинение строится на несогласии с автором.
-
Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно, особенно, если сочинение строится на несогласии с автором.
-
Этическая ошибка
Этическая ошибка – это нарушение норм общения, ошибка, связанная с проявлением речевой агрессии . 1)Жаргонные слова (предки и т.д.) 2)Грубая оценочная лексика (старуха, идиот, о дет, как лох) 3) требовательность, насмешка, упрёк, угроза, оскорбления (пишу всякую чушь) 4) Высказывания, противоречащие общечеловеческим ценностям (старые люди должны сами о себе заботиться) 5) Чересчур категоричные высказывания (болезнь – это всегда вина самого человека)
-
Речевые конструкции
Я с интересом прочитал… Можно согласиться с автором в том, что… По моему мнению,…. Нельзя оставаться равнодушным, так как…. Текст произвел на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны…. , но с другой….
-
Аргументы из литературы
Художественная литература Учебники (история, биология, обществознание и т. д) Научная литература Публицистические статьи из газет, журналов.
-
Аргументы из жизни
Факты из жизни (они не должны быть частными случаями, значимыми только для автора сочинения, необходимы продуманные, интересные, содержательные наблюдения). Телепередачи, тематика которых связана с проблемой текста ( «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Открытая студия» , «В центре событий», любые новостные программы.
-
Комментарий к проблеме исходного текста
Попробуй ответить на вопросы: Насколько актуально то, о чём пишет автор? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? По возможности коснись истории вопроса. Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
-
Как аргументировать свою позицию
-
Аргументация
3 балла Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора ) , аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
-
Аргументация
2 балла Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), Или Привёл только 1 аргумент их художественной, публицистической или научной литературы)
-
1 балл Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт).
-
0 баллов Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов или мнение экзаменуемого не отражено в сочинении.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.