Содержание
-
Современные походы к организации коррекционной работы с дошкольниками с ОНР Составила учитель – логопед Лисина Е.Б. 2012 г.
-
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом
Такая форма речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики)
-
Для детей с ОНР характерно
позднее начало речи (в 3—4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.); дефекты звукопроизношения (все виды); нарушение фонематического слуха; нарушение ритмико-слоговой структуры слова; затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
-
Диагностический признак ОНР
диссоциация между речевым и психическим развитием психическое развитие протекает более благополучно, чем развитиеречи
-
Три уровня речевого недоразвития
1-й уровень — отсутствие общеупотребительной речи 2-й уровень — начатки общеупотребительной речи 3-й уровень — развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
-
ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ
1-й уровень — фразовая речь отсутствует, ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и многозначными эквивалентами (звукокомплексами, звукоподражаниями). 2-й уровень — появляется простая фраза из 2—3 слов; наряду с жестами и лепетными словами ребенок пользуется простыми конструкциями предложений 3-й уровень — имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
-
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1-й уровень — понимание речи носит ситуативный характер 2-й уровень — понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм 3-й уровень — понимание обращенной к ребенку речи приближается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения
-
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
1-й уровень — словарный запас резко отстает от нормы; в основном это предметный обиходный словарь, глагольный почти отсутствует 2-й уровень — словарный запас значительно отстает от нормы; ребенок не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; особенно ограничен словарь действий и признаков 3-й уровень — словарный запас значительно возрастает, ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточноприлагательных, наречий, предлоги, употребляет с ошибками
-
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1-й уровень — фразы нет; ребенок пользуется корневыми словами 2-й уровень — грамматический строй речи не сформирован, попытки словоизменения чаще всего неудачны 3-й уровень — ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование;пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях
-
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1-й уровень — резко искажено звуковое оформление лепетных слов, диффузный характер звукопроизношения обусловлен неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания 2-й уровень — звукопроизношение значительно отстает от нормы: многочисленные искажения, замены и смешения 3-й уровень — произносительные возможности детей улучшаются, остаются все виды нарушений, характерны нестойкие замены
-
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
1-й уровень — слоговая структура грубо нарушена 2-й уровень —грубо нарушена слоговая структура слов и звуконаполняемость слов 3-й уровень — нарушений слоговой структуры слов меньше, но все же в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются, особенно страдает звуконаполняемость слов
-
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
1-й уровень — фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен 2-й уровень — выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не вычленяет звук из ряда других 3-й уровень — по-прежнему недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезусамостоятельно не формируется
-
Основные задачи коррекционного обучения
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка 2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия). 3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты. 4. Развитие навыков связной речи
-
Коррекционно – развивающая деятельность
Осуществление преемственной связи специалистов дошкольного учреждения Обеспечение коррекционной направленности обучения
-
Создание оптимальных условий, способствующих преодолению речевого недоразвития и отклонений в нервно-психическом развитии детей
квалифицированные специалисты соответствующим образом оборудованные и максимально оснащенные различными видами наглядности кабинет учителя-логопеда и групповая комната использование всех видов занятий, наблюдений, прогулок, режимных моментов в повседневной жизни для развития речи детей
-
Формирование у дошкольников общего и речевого поведения с учетом их возраста
Умение управлять собой Выполнять установленные в группе правила Преодоление замкнутости, застенчивости, робости, речевого негативизма или, наоборот, импульсивности, несдержанности Воспитание контактности
-
Развитие психических процессов, имеющих прямое отношение к произвольной деятельности и к речи
Интерес Внимание, его объем, устойчивость, распределение, переключение Вербальная память Словесно-логическое мышление, способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению
-
Развитие общей и мелкой моторики путем максимального использования предметно-практической деятельности детей Осуществление связи с детским психиатром, невропатологом и другими специалистами детской поликлиники в целях комплексного воздействия на дефект Привлечение родителей, семьи к процессу коррекционной работы
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.