Содержание
-
Способы передачи чужой речи
По пособию О. Загоровской и О.В. Григоренко «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ»
-
Прямая речь — точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес (вслух или мысленно).
-
Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью
А: «П».А: «П?»А: «П!»А: «П...» «П», — а.«П?» — а.«П!» — а.«П...» — а.
-
«П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П... — а. — П». А: «П», — а.А: «П?» — а.А: «П!» — а.
-
Составьте схемы предложений
Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли».«Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.«Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.«А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она.«Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».«Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».
-
Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
1. Замолчи строго сказал Красильщиков. 2. Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3. Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови.
-
4. Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5. Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6. Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.
-
Составьте предложения с прямой речью, используя данные реплики.
1. Мы не опоздаем? 2. Да нет, не думаю. 3. Дело в том, что я не поеду. 4. Ну что ж. Мне даже завидно. 5. В общем, мне здесь, признаться, будет лучше, чем в Крыму. 6. Прощайте!
-
Предложение с косвенной речью
Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации. Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему или частицей ли.
-
Составьте несколько предложений с косвенной речью.
1. Успеем ли мы приехать на вокзал? 2. Времени у нас достаточно. 3. Его друг с нами не поедет. 4. Им можно позавидовать. 5. Эти места лучше Крыма. 6. Когда они приедут? 7. Как они отдохнули?
-
Перепишите текст, заменяя прямую речь косвенной.
«Нравится наш город?» — спросили дети. «Нравится, особенно его украшают цветы», — сказал я. «У нас уже пятьдесят тысяч розовых кустов. В будущем году выполним план». — «И тут план», — удивился я. «А как же? Сколько жителей в городе — столько и должно цвести кустов!» — «Кто же такое придумал?» — «Иван Иванович». «А кто он, этот Иван Иванович?» — поинтересовался я. «Он один из первых строителей города, — гордо объявила девочка. — Он сам цветы сажает».
-
Цитаты и знаки препинания при них
Цитатаминазываются дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. Например: В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».
-
Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. Тогда она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Например:Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневнике, имеет глубокое философское содержание. По словам Ф. И. Шаляпина, искусство может переживать времена упадка, но «оно вечно, как сама жизнь».
-
Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора
...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). Краткость — сестра таланта (Чехов).
-
Тестовые задания
-
В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
а) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». б) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу. в) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло». г) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
-
а) «Здорóво, парень, — сказала она печально. — Как живешь?» б) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!» в) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь». г) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.
-
а) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства». б) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда». в) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке». г) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.