Презентация на тему "Способы словообразования-подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Презентация: Способы словообразования-подготовка к ЕГЭ
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
35 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку для старших классов. С помощью данной работы школьники узнают о способах словообразования, увидят наглядные примеры и потренируются, выполняя тематические задания для закрепления новой темы.

Краткое содержание

  • Изучаем способы словообразований
  • Орфоэпическая разминка
  • Пояснительные картинки и схемы
  • Игровая форма подачи

Содержание

  • Презентация: Способы словообразования-подготовка к ЕГЭ
    Слайд 1

    Урок русского языка 10 класс

    Тема: Способы словообразования

    Подготовила: Хомякова Наталья Юрьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Тимирязевский

  • Слайд 2
    • Баловать, намерение, клала,
    • жалюзи, свекла, включит,
    • простыня, пуловер, понял,
    • занята.

    Орфоэпическая разминка

  • Слайд 3
    • БаловАть, намЕрение, клАла,
    • жалюзИ, свЁкла, включИт,
    • простынЯ, пулОвер, пОнял,
    • занятА.

    Проверьте себя

  • Слайд 4

    Кукарямба!

    • Что такое кукарямба?
    • Удалось ли Пеппи найти

    “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки"?

  • Слайд 5
    • Заимствование слов из других языков
    • Образование новых слов с помощью словообразующих аффиксов
    • Пополнение словарного состава языка
  • Слайд 6

    Слово делится на части.

    Ах, какое это счастье!

    Может каждый грамотей

    Делать слово из частей!

    Тема урока

    "Способы словообразования"

  • Слайд 7

    Способы словообразования

    • Морфологический способ
    • Неморфологический способ
  • Слайд 8

    Способы словообразования

    • Морфологический способ
    • Приставочный
    • Приставочно- суффиксальный
    • Суффиксальный
    • Бессуффиксный
    • Сложение
  • Слайд 9

    преопасный опасный

    • кое-кто кто
    • выбежать бежать

    Приставочный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки

  • Слайд 10
    • Желток желтый
    • Глазастый глаз
    • Зеленеть зеленый

    Суффиксальный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса

  • Слайд 11
    • сокурсник курс
    • переносица нос
    • вчитаться читать

    Проверь! Нет однокоренного слова «курсник»

    не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.

    Приставочно- суффиксальный способ появление новых слов путём одновременного

    присоединения к основе приставки и суффикса

  • Слайд 12
    • Заплыв заплывать
    • Синь синий
    • Привал привалить

    Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)

    Бессуффиксный способ - появление новых слов без добавления аффиксов.

  • Слайд 13

    Сложение образование новых слов путём соединения двух или более

  • Слайд 14

    Способы словообразования

    • Неморфологический способ
    • Морфолого-синтаксический
    • Лексико-семантический
    • Лексико-синтаксический
  • Слайд 15

    - появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов

    • Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец)
    • Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)
    • Лексико- семантический

     

  • Слайд 16

    появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую Столовая

    (помещение) [ сущ.]столовая (ложка) [ прилаг.]Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]

    Морфолого- синтаксический

  • Слайд 17

    - появление новых слов в результате сращений сочетаний слов

    Высококачественный высоко + качественный

    Тотчас тот + час

    Лексико- синтаксический способ

  • Слайд 18

    Слово делится на части,

    Ах, какое это счастье!

    Может каждый грамотей

    Делать слово из частей!

    От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.

    "Кто больше?"

  • Слайд 19

    Распределительный диктант

  • Слайд 20

    подр..сти, пирож..к, бе..дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш..,

    лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель

    а о о о о е т е о и ь е е з

    Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.

  • Слайд 21

    Проверьте себя

  • Слайд 22

    Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

    • Направо
    • Вбежать
    • Переносить
    • Бесполезный
  • Слайд 23

    Найдите слово, образованное суффиксальным способом

    1. Застелить

    2. Нежность

    3. Собеседник

    4. Нефтепровод

  • Слайд 24

    Найдите слово, образованное приставочным способом

    • Теплоход
    • Прабабушка
    • Лесник
    • Глазастый
  • Слайд 25

    Найдите слово, образованное бессуффиксным способом

    • Преподавательница
    • Лесостепь
    • Антивоенный
    • Рассказ
  • Слайд 26

    Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания

    (1)Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине.

    Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

    Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую.

    Укажите способ образования слова рассказы.

  • Слайд 27

    Домашнее задание Параграф 16 ,упр.79,

    составить тестовые задания по теме «Способы словообразования»

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема: Способы словообразования. 10 класс

Цели:

Познавательные:

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентации

ХОД УРОКА

Эпиграф

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

I. Приветствие учащихся.

II.Орфоэпическая разминка (слайд№2,3)

Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята.

III. Интрига. (слайд№4)

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок".

— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:

— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки"? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования", запишем тему урока в тетрадь.

— Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).

Учитель должен обобщить ответы учащихся:

— Цель нашего занятия

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

отработать умения определять способ образования слова.

V. Повторение базового материала по теме

1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано толкование терминов из раздела “Словообразование", учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2)

2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 16 учебника (стр. 51-54.).

3. Анализ “разминки" в форме беседы с учащимися.

— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично.

— Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?

VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)

1. Вернёмся к эпиграфу. Игра «Кто больше?» (слайд№18)

2.Распределительный диктант. (слайд№19-21)

VII. Закрепление изученного материала

1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)

2. Работа ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/2362/sposoby-slovoobrazovaniya-p1.html

( Более слабые учащиеся работают с тренажёром «Способы словообразования»).Также данный тренажёр можно использовать при отсутствии выхода в Интернет.

(Приложение 3)

10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26)

— Мы рассматривали примеры нетрудные.

Примеры заданий открытого типа (часть В).

VIII.Итоги урока

IX. Домашнее задание П.16.упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» (слайд№2,7)

Тема: Способы словообразования. 10 класс

Цели:

Познавательные:

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентации

ХОД УРОКА

Эпиграф

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

I. Приветствие учащихся.

II.Орфоэпическая разминка (слайд№2,3)

Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята.

III. Интрига. (слайд№4)

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок".

— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:

— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки"? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования", запишем тему урока в тетрадь.

— Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).

Учитель должен обобщить ответы учащихся:

— Цель нашего занятия

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

отработать умения определять способ образования слова.

V. Повторение базового материала по теме

1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано толкование терминов из раздела “Словообразование", учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2)

2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 16 учебника (стр. 51-54.).

3. Анализ “разминки" в форме беседы с учащимися.

— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично.

— Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?

VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)

1. Вернёмся к эпиграфу. Игра «Кто больше?» (слайд№18)

2.Распределительный диктант. (слайд№19-21)

VII. Закрепление изученного материала

1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)

2. Работа ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/2362/sposoby-slovoobrazovaniya-p1.html

( Более слабые учащиеся работают с тренажёром «Способы словообразования»).Также данный тренажёр можно использовать при отсутствии выхода в Интернет.

(Приложение 3)

10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26)

— Мы рассматривали примеры нетрудные.

Примеры заданий открытого типа (часть В).

VIII.Итоги урока

IX. Домашнее задание П.16.упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» (слайд№2,7)

Скачать конспект

Сообщить об ошибке