Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по русскому языку для старших классов. С помощью данной работы школьники узнают о способах словообразования, увидят наглядные примеры и потренируются, выполняя тематические задания для закрепления новой темы.
Подготовила: Хомякова Наталья Юрьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Тимирязевский
Слайд 2
Баловать, намерение, клала,
жалюзи, свекла, включит,
простыня, пуловер, понял,
занята.
Орфоэпическая разминка
Слайд 3
БаловАть, намЕрение, клАла,
жалюзИ, свЁкла, включИт,
простынЯ, пулОвер, пОнял,
занятА.
Проверьте себя
Слайд 4
Кукарямба!
Что такое кукарямба?
Удалось ли Пеппи найти
“новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки"?
Слайд 5
Заимствование слов из других языков
Образование новых слов с помощью словообразующих аффиксов
Пополнение словарного состава языка
Слайд 6
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Тема урока
"Способы словообразования"
Слайд 7
Способы словообразования
Морфологический способ
Неморфологический способ
Слайд 8
Способы словообразования
Морфологический способ
Приставочный
Приставочно- суффиксальный
Суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Слайд 9
преопасный опасный
кое-кто кто
выбежать бежать
Приставочный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки
Слайд 10
Желток желтый
Глазастый глаз
Зеленеть зеленый
Суффиксальный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса
Слайд 11
сокурсник курс
переносица нос
вчитаться читать
Проверь! Нет однокоренного слова «курсник»
не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.
Приставочно- суффиксальный способ появление новых слов путём одновременного
присоединения к основе приставки и суффикса
Слайд 12
Заплыв заплывать
Синь синий
Привал привалить
Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)
Бессуффиксный способ - появление новых слов без добавления аффиксов.
Слайд 13
Сложение образование новых слов путём соединения двух или более
Слайд 14
Способы словообразования
Неморфологический способ
Морфолого-синтаксический
Лексико-семантический
Лексико-синтаксический
Слайд 15
- появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов
Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.
Слайд 21
Проверьте себя
Слайд 22
Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
Направо
Вбежать
Переносить
Бесполезный
Слайд 23
Найдите слово, образованное суффиксальным способом
1. Застелить
2. Нежность
3. Собеседник
4. Нефтепровод
Слайд 24
Найдите слово, образованное приставочным способом
Теплоход
Прабабушка
Лесник
Глазастый
Слайд 25
Найдите слово, образованное бессуффиксным способом
Преподавательница
Лесостепь
Антивоенный
Рассказ
Слайд 26
Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания
(1)Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине.
Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую.
Укажите способ образования слова рассказы.
Слайд 27
Домашнее задание Параграф 16 ,упр.79,
составить тестовые задания по теме «Способы словообразования»
Посмотреть все слайды
Конспект
Тема: Способы словообразования. 10 класс
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок".
— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:
— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.
— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.
— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?
— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.
— А какое это слово? – спросил Томми.
— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.
— Ну, скажи какое, – попросила Анника.
— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.
— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?
— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!
Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:
— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?
— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.
— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки"? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)
– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)
— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования", запишем тему урока в тетрадь.
— Какие цели определим для себя?
(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).
Учитель должен обобщить ответы учащихся:
— Цель нашего занятия
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
отработать умения определять способ образования слова.
V. Повторение базового материала по теме
1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано толкование терминов из раздела “Словообразование", учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2)
2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 16 учебника (стр. 51-54.).
3. Анализ “разминки" в форме беседы с учащимися.
— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично.
— Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?
VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)
1. Вернёмся к эпиграфу. Игра «Кто больше?» (слайд№18)
2.Распределительный диктант. (слайд№19-21)
VII. Закрепление изученного материала
1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)
2. Работа ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/2362/sposoby-slovoobrazovaniya-p1.html
( Более слабые учащиеся работают с тренажёром «Способы словообразования»).Также данный тренажёр можно использовать при отсутствии выхода в Интернет.
(Приложение 3)
10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26)
— Мы рассматривали примеры нетрудные.
Примеры заданий открытого типа (часть В).
VIII.Итоги урока
IX. Домашнее задание П.16.упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» (слайд№2,7)
Тема: Способы словообразования. 10 класс
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок".
— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:
— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.
— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.
— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?
— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.
— А какое это слово? – спросил Томми.
— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.
— Ну, скажи какое, – попросила Анника.
— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.
— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?
— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!
Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:
— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?
— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.
— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки"? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)
– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)
— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования", запишем тему урока в тетрадь.
— Какие цели определим для себя?
(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).
Учитель должен обобщить ответы учащихся:
— Цель нашего занятия
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
отработать умения определять способ образования слова.
V. Повторение базового материала по теме
1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано толкование терминов из раздела “Словообразование", учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2)
2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 16 учебника (стр. 51-54.).
3. Анализ “разминки" в форме беседы с учащимися.
— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично.
— Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?
VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)
1. Вернёмся к эпиграфу. Игра «Кто больше?» (слайд№18)
2.Распределительный диктант. (слайд№19-21)
VII. Закрепление изученного материала
1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)
2. Работа ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/2362/sposoby-slovoobrazovaniya-p1.html
( Более слабые учащиеся работают с тренажёром «Способы словообразования»).Также данный тренажёр можно использовать при отсутствии выхода в Интернет.
(Приложение 3)
10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26)
— Мы рассматривали примеры нетрудные.
Примеры заданий открытого типа (часть В).
VIII.Итоги урока
IX. Домашнее задание П.16.упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» (слайд№2,7)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.