Содержание
-
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Система уроков по синтаксису сложного предложения в 9 классах
pptcloud.ru
-
(1)Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
[ ], (когда ).
когда?
- придаточное времени
(4)Он видел, как зажглась вечерняя заря, как потом она угасла.
[ ], (как ), (как).
что
- придаточные изъяснительные
что
(6)Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды.
[ ], (как ) и (как), (как ) .
что
- придаточные изъяснительные
что
что
- Сложноподчинённые предложения
1 4 6
Проверка
-
Сложноподчинённые предложения
[ ], (когда ).
когда ?
1. 4. 6.
[ ], (как ), (как).
что что
[ ], (как ) и (как), (как ) .
что что что
-
- познакомиться с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;
-
3. [ ] [ ] [ ]
( ) = ( ) ( ) = ( ) ( ) = ( )
Структура сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
1. [ ] ( ) ( )
2. [ ]
( ) = ( )
-
Анализ предложения
1. Определите число основ в предложении (опознавательные знаки: глаголы и слова категории состояния, существительные в именительном падеже).
2. Установите границы простых предложений в составе сложного.
3. Установите, как связаны друг с другом простые предложения в составе сложного. Сделайте вывод о типе сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое или бессоюзное.
4. Определите количество и тип придаточных. В какой взаимосвязи они находятся с главным предложением и между собой.
5. Составьте схему предложения.
-
Классификация сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
1. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
[ ] ( ) ( )
2. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
[ ]
( ) ( )
3. Сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
[ ]
( ) ( )
-
Упражнение 130
1. [ ] ( ) ( ) ( )
2. [ ]
( ) ( )
3. [ ] ( ) ( )
- последовательное подчинение
- параллельное подчинение
- последовательное подчинение
-
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
Соотнесите схему с предложением, расставьте знаки препинания, укажите тип подчинения придаточных
А. [ ], (так что ), (что ), ( потому что ).
1 2 3 4 5 6
Последовательное подчинение
-
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
Соотнесите схему с предложением, расставьте знаки препинания, укажите тип подчинения придаточных
1 2 3 4 5 6
Б. [ ], (когда ), (с которым ).
Последовательное подчинение
-
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
Соотнесите схему с предложением, расставьте знаки препинания, укажите тип подчинения придаточных
1 2 3 4 5 6
В. [ ], (что ), (что ), ( что ).
Однородное подчинение
-
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
Соотнесите схему с предложением, расставьте знаки препинания, укажите тип подчинения придаточных
1 2 3 4 5 6
Г. [ ], (что, (когда), ).
Последовательное подчинение
-
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
Соотнесите схему с предложением, расставьте знаки препинания, укажите тип подчинения придаточных
1 2 3 4 5 6
Д. (когда ), [ ], (что ).
Параллельное подчинение
-
5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать.
1)Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу во тьме теперь увидит и схватит его.
3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.
4) Снова после долгих лет разлуки я увидел этот огромный сад в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.
6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
Соотнесите схему с предложением, расставьте знаки препинания, укажите тип подчинения придаточных
1 2 3 4 5 6
Е. [ ], (в котором) и (который).
Однородное подчинение
-
В мае путешественники были на Сахалине. Здесь они встретили экспедицию. Экспедиция исследовала нефтяные богатства острова (где, которая).
Воздушный шар стал подниматься вверх. Раздались громкие крики. Они далеко разносились в морозном воздухе (когда...то, которые).
В нашей школе имеются прекрасные кабинеты. Школа находится при институте. Организации института помогают деньгами и оборудованием (которая, так как).
В доме зажгли лампы. Дом виднелся в конце переулка. Было ещё светло (который...хотя).
Из трёх простых предложений составьте одно
сложное
В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова.
Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе.
В нашей школе, которая находится при институте, имеются прекрасные кабинеты, так как организации института помогают деньгами и оборудованием.
В доме, который виднелся в конце переулка, зажгли лампы, хотя было ещё светло.
-
3
- Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
7
- Сложноподчинённые предложения с одним придаточным
2, 5, 9
- Бессоюзные предложения
4
- Сложносочинённые предложения
1, 6, 8, 10, 11
- Простые предложения
Заполните таблицу, вписав в пустые графы номера предложений
-
Домашнее задание
Страница 53 - 54, параграф 9,
страница 57, упражнение 135.
-
Презентацию подготовила Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.