Содержание
-
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
-
ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
-
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
-
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на – ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и выпустил указ о разделении царства.
-
Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: Гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
-
Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. Что случилось? По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними. Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ. Смилуйся, государь, сделай исключение.
-
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на – ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. ЗАПОМНИТЕ ИХ, РЕБЯТА!
-
Как начнёшь меня тыгнать, Перестану ядышать, Перестанут ушислышать, Ну а руки всёдержать, На меня начнёшьсмотреть, Будешь ты менявертеть, Буду всё равнотерпеть, Буду от тебязависеть, Раз ты смог меняобидеть, Буду я тебя невидеть, А открытоненавидеть!
-
Как же запомнить окончания I и II спряжения?
-
К суффиксам –е и –и нужно подставить две горизонтальные палочки снизу и сверху. На что они станут похожи?
-
На римские цифры I и II: Е и И. В I спряжении всегда суффикс Е, а во втором – И.
-
Е И
-
Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая только брить, И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –е спрягать нельзя!
-
Но как же определить, к какому спряжению отнести глагол: к I или ко II? В этом нам поможет неопределённая форма глаголов. Чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в неопределённую форму и посмотреть на суффикс глаголов в неопределённой форме.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.